Идея существования в истории параллельных замкнутых культурных типов, разрушающих ставшую привычной картину однолинейного прогресса в истории человечества, впервые была сформулирована немецким профессором Г. Рюккертом в его сочинении «Учебник по мировой истории в органическом изложении» (1857 г.). Эта концепция была развита в книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869 г.). Н.Я. Данилевский предвосхитил появление целого «семейства» теорий, суть которых состоит в особом способе построения картины всемирной истории, существенно отличном оттого, который был принят в науке XVIII—XIX вв.
Н.Я. Данилевский
История, по Н.Я. Данилевскому, представляет собой смену культурно-исторических типов, которые различаются религиозными, политическими и социально-экономическими признаками. Он выделяет 10 таких типов: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский; халдейский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитский, или аравийский; германо-романский. К ним, отмечает Н.Я. Данилевский, можно причислить два американских типа — мексиканский и перуанский, погибших насильственной смертью, не успев совершить своего развития. Н.Я. Данилевский обосновывает идею самобытности России и предпринимает попытку доказать, что славянство представляет собой особый исторический тип, в котором в равной степени разовьются все стороны культурной деятельности, лишь частично представленные в других культурно-исторических типах.
|
|
Каждая культура имеет свою судьбу, свою историю, свою систему ценностей, завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет. При таком понимании сама культура приобретает максимально широкий объем, включает в себя всю совокупность коллективной жизнедеятельности людей, взятую в материальных, социальных и духовных аспектах.
Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского базируется на социологическом подходе к анализу истории, в котором акцент делается на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и культурной систем. Сторонники данной теории абсолютизируют своеобразие культурных и социальных типов и отстаивают идею замкнутости, локальности культур и цивилизаций. В западноевропейской социологии эта теория сформировалась как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционистской трактовке исторических процессов.