Теории «культурно-исторических» типов и локальных цивилизаций

Идея существования в истории параллельных замкнутых куль­турных типов, разрушающих ставшую привычной картину одно­линейного прогресса в истории человечества, впервые была сфор­мулирована немецким профессором Г. Рюккертом в его сочине­нии «Учебник по мировой истории в органическом изложении» (1857 г.). Эта концепция была развита в книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869 г.). Н.Я. Данилевский предвосхитил по­явление целого «семейства» теорий, суть которых состоит в осо­бом способе построения картины всемирной истории, существен­но отличном оттого, который был принят в науке XVIII—XIX вв.

Н.Я. Данилевский

История, по Н.Я. Данилевскому, представляет собой смену культурно-исторических типов, которые различаются религиозны­ми, политическими и социально-экономическими признаками. Он выделяет 10 таких типов: египетский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский; халдейский; индийский; иранский; ев­рейский; греческий; римский; новосемитский, или аравийский; германо-романский. К ним, отмечает Н.Я. Данилевский, можно причислить два американских типа — мексиканский и перуан­ский, погибших насильственной смертью, не успев совершить сво­его развития. Н.Я. Данилевский обосновывает идею самобытнос­ти России и предпринимает попытку доказать, что славянство представляет собой особый исторический тип, в котором в равной степени разовьются все стороны культурной деятельности, лишь частично представленные в других культурно-исторических типах.

Каждая культура имеет свою судьбу, свою историю, свою сис­тему ценностей, завершающийся цикл развития: она рождается, до­стигает расцвета и гибнет. При таком понимании сама культура приобретает максимально широкий объем, включает в себя всю совокупность коллективной жизнедеятельности людей, взятую в материальных, социальных и духовных аспектах.

Теория «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского ба­зируется на социологическом подходе к анализу истории, в кото­ром акцент делается на многолинейности развития общества и культуры, вычленяются определенные типы социальной и куль­турной систем. Сторонники данной теории абсолютизируют сво­еобразие культурных и социальных типов и отстаивают идею зам­кнутости, локальности культур и цивилизаций. В западноевропей­ской социологии эта теория сформировалась как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционист­ской трактовке исторических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: