В 1916 г. в Берлине вышла книга О. Шпенглера «Закат Европы». Основываясь на двух традициях в понимании культуры и ее истории — морфологическом органицизме, представляющем культуру как организм, обладающий своим строением, и иррационализме, определяющем основания культуры в ее глубинных символах, — Шпенглер создает достаточно сложную концепцию культурно-исторической типологии. По его мнению, существует множество мощных культур, вырастающих из недр породившей их страны. У каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь и собственная смерть. Культуры Шпенглер считал организмами, а историю культуры — «биографией» этих организмов. Всего Шпенглер насчитывает в истории 8 культурных типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский («аполлониевский»), визан-тийско-арабский («магический»), западноевропейский («фаустовский»), культуру майя в Центральной Америке; в последующем предполагал и русско-сибирский тип культуры.
Концепции замкнутых культурных типов получили распространение в культурологии и социологии XX в. Наиболее известны в этом плане сочинения английского историка и социолога А. Дж. Тойнби и П.А. Сорокина — русского социолога, эмигрировавшего после Октябрьской революции в Америку.
|
|
Тойнби
Подобно всем сторонникам циклической концепции развития человеческой культуры, английский историк и социолога. Тойнби рассматривал представление о единстве человеческой цивилизации как недоразумение и порождение европейской христианской традиции. Он называет 13 развитых цивилизаций, из которых до нашего времени сохранилось лишь 5 действующих: западная, исламская, китайская, индийская и православная. Каждая цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: возникновение, рост, надлом и распад, после чего она гибнет, а ее место занимает другая цивилизация.