Прежде, чем выполнить любой психологический эксперимент, необходимо четко сформулировать его задачи, определить экспериментальную гипотезу и все этапы ее статистической проверки, а также выбрать соответствующий статистический метод, наиболее эффективный для решения поставленных в исследовании задач.
Подавляющее большинство задач, решаемых психологом в эксперименте, предполагает те или иные сопоставления. Это могут быть сопоставления одних и тех же показателей в разных группах испытуемых или, напротив, разных показателей в одной и той же группе. Для определения степени эффективности каких-либо воздействий (обучение, тренировка, тренинг, инструктаж) сравниваются показатели «до» и «после» этих воздействий.
Например, сравниваются показатели уровня агрессивности у подростков до и после психотренинга, что позволяет определить его эффективность. Или в лонгитюдном исследовании сопоставляются результаты у одних и тех же испытуемых по одним и тем же методикам, но в разном возрасте, это позволяет выявить временную динамику анализируемых показателей.
Иногда возникает задача сравнить индивидуальные показатели, полученные при различных внешних условиях, для выявления связи между показателями и факторов, объединяющих эти связи.
Два выборочных распределения сравниваются между собой или с теоретическим законом распределения, чтобы выявить различия или, напротив, сходство в типах распределении.
Например, сравнение распределении времени решения простой и сложных задач позволит построить классификацию задач и типологию испытуемых.
Психологические задачи, решаемые с помощью методов математической статистики, условно можно разделить на несколько групп.
1. Задачи, требующие установления сходства или различия.
2. Задачи, требующие группировки и классификации данных.
3. Задачи, ставящие целью анализ источников вариативности получаемых психологических признаков.
4. Задачи, предполагающие возможность прогноза на основе имеющихся данных.