Тема.1. Процесс коммуникации и его проблемы
Управление в организации осуществляется через людей, вступающих во взаимодействия, и многое зависит от способности руководителя передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное ее восприятие.
Рассмотрим структуру коммуникации. В нее входят такие элементы: источник (или отправитель); сообщение; канал; получатель; обратная связь.
Источник – создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее. Источником могут быть: организация, индивид, группа индивидов.
Сообщение -информация, которую источник передает получателю. Идея, которую хочет передать отправитель, кодируется, т.е. преобразуется в слова и т.п. Кодирование превращает идею в сообщение.
Канал – средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю.
Получатель – лицо, которому предназначена информация. Ради получателя и происходит коммуникация. Получатель декодирует сообщение. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.
|
|
Обратная связь – реакция получателя на сообщение источника, а также источником реакции получателя на сообщение. Обратная связь делает коммуникацию динамическим, двусторонним процессом.
На представленной модели (рис. 2) процесс коммуникации рассматривается с двух позиций: по составляющим элементам и по этапам осуществляемых действий.
Коммуникационный процесс можно разложить на составляющие его взаимосвязанные этапы:
§ Зарождение идеи
§ Кодирование канала
§ Передача
§ Декодирование
Рис. 2
Модель процесса коммуникации
Таким образом, в процессе коммуникации имеется, как минимум, пять точек возможных сбоев. Уязвимость этого процесса, современная теория не ставит себе целью создать организацию с прекрасными каналами коммуникации, наоборот, она утверждает, что это невозможно. Она обращает внимание на проблемы и призывает будущего руководителя осознанно противостоять им.
С этих позиций рассмотрим более детально возможные преграды на пути успешной коммуникации.