double arrow

III. Этап обобщения и систематизации изученного

1. Приём кластер

А) Определение признаков семьи. Школьникам предлагается подобрать ассоциации к слову «семья». Они называют слова, которые помогают вывести определение понятия «семья»: брак, родство, родители, дети, ответственность, группа и т.д.

Б) Из появившихся на экране слов, учащиеся самостоятельно конструируют определение: семья – малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью; институт социальной сферы жизни общества.

2. Учитель предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием В.Гюго «Семья – это кристалл общества». Демонстрирует учащимся форму кристалла (геометрическая фигура – эксаэдр, кристаллическая решётка). Что свойственно кристаллу? (Грани). Почему уместно сравнение семьи с кристаллом? (У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять).

3. Школьникам предлагается сформулировать функции, которые должна выполнять семья. Учитель обобщает их ответы. На экране появляется «дерево», имитирующее семью и её функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, духовно-эмоциональная, досуговая, сексуальная.

4. Работа с авторским текстом. Современная семья выполняет ли свои функции? А) Учащимся предлагается авторский текст о семье. Им необходимо определить, какие два типа семьи представлены в источниках, найти характеристики этих типов. В результате работы учащиеся называют два типа семьи, указывая на их признаки (патриархальная, нуклеарная – современная). Б) Ведётся работа со словом нуклеарная через словарь иностранных слов. В) Учащимся предлагается для закрепления определить типы семьи, представленные на репродукции картин Богданова – Бельского «Семейство за обедом» и во фрагменте мультипликационного фильма «Каникулы в Простаквашино» (на экране). Сделай те вывод, какое главное качество определяет традиционную семью, а какое нуклеарную? Учащиеся называют: качество – нуклеарная, количество – традиционную.

5. Продолжая работу по авторским текстам, учащиеся называют факторы, которые повлияли на переход семьи от традиционной к современной. Учащиеся могут назвать причины: изменившаяся социально – экономическая ситуация, приоритет личностных достижений в ущерб семейным ценностям, женщина вышла за круг привычных ролей, появление новых семейных ценностей.

6. Какие современные тенденции характерны для семейных отношений: частота разводов, рост числа домохозяйств возглавляемых женщиной.

7. Какой тип семьи характеризует современное российское общество?

8. Учитель предлагает учащимся для обсуждения мнения современных исследователей о семье. Точка зрения российского социолога А.Кона: семья должна выполнять свою главную функцию – экономическую. Точка зрения современного историка Л. Хорошиловой: главная функция семьи – гуманистическая. Школьники должны выбрать ту позицию, которая им ближе и аргументировать свой выбор.

9. Задание в форме альтернативного тезиса, которое предлагается учащимся, позволит им оценить своё отношение к семье и учителю проконтролировать сформированные у обучающихся мировоззренческие позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: