Все предыдущие рассуждения основывались на том, что исходное количество респондентов большое - общее количество семей, количество зарегистрированных водителей легковых автомобилей, число пенсионеров и т.п. Это обычная ситуация при изучении рынка потребительских товаров. На промышленном рынке часто ситуация совершенно иная. Количество возможных респондентов значительно меньше.
Упомянутое выше правило 5% в этом случае может приводить к непропорционально большой выборке, при котором количество неохваченных респондентов будет незначительным. В этом случае можно поступить экономно, если сократить размер выборки с помощью предельного мультипликатора, который равен квадратному корню пропорции между частью респондентов, которая не включена в выборку, и всей выборкой. Формула расчета имеет вид:
__________
n* = n х М, М = Ö(N-n)/(N-1)
где n* - скорректированный размер выборки,
М - предельный мультипликатор.
Пример. На рынке действует 868 банков - потенциальных покупателей сетевого бухгалтерского программного комплекса "1Б". Нам не известна вероятность распределения потребителей, которые знакомы с возможностями данного комплекса. В этом случае, как отмечалось ранее, используется правило "50% на 50%". При этом необходимо достичь 95%-го доверительного уровня. Последовательность расчетов будет следующей:
|
|
n = (50 x 50)/1.962 =651
______________
n*= 651 x Ö(868-651)/(868-1) = 651 x 0.5 = 326
В результате размер выборки сократился на 325 респондентов без существенного уменьшения точности последующих расчетов.
Использование предельного мультипликатора сокращает размер выборки (уменьшает стоимость сбора информации) и при этом достигается та же точность вычислений.