Спрос и предложение, определяющие их факторы. Рыночное равновесие

Спрос и факторы, влияющие на него.

Спрос рассматривается с позиции покупателя.

Спрос - желание приобрести данный Товар в данном месте по данной Цене.

Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:

QD = f(P, Pa, Pb, …, I, T, W) (1)

где QD - объем спроса на данный товар; I - денежный доход; T - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество.

Допустим теперь, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:

QD = f(P) (2)

Логично предположить (и это подтверждает наша повседневная практика), что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена графически в виде линии DD (рис. 1).

Рис. 1. Кривая спроса.

Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене Р2 > P1 соответствует объем спроса Q2 <Q1, т.е., чем больше цена, тем меньше объем спроса. Итак, объем спроса на товар зависит от его цены. Спрос находится в обратной зависимости от изменения Ц на единицу Т. Это закон спроса.

1. Если Ц на Т повышается, то С падает на данный Т.

2. Если на рынок поступит большее количество Т, то Ц на них снижается.

3. Если цена на Т падает, то спрос увеличивается.

Факторы, влияющие на спрос:

1. Цена товара или услуги.2. Вкусы потребителей.3. Доходы потребителей.4. Распределение доходов среди домохозяйств

5. цена на товарозаменители.6. Общее число покупателей.7. инфляционное ожидание.

В определенный период желания превращаются в платежеспособную потребность или спрос.

Предложение и факторы влияющие на него.

Предложение рассматривается с точки зрения продавца. Каждый производитель должен решать задачи производства товаров: много по низкой Ц или мало, но по высокой Ц

Предложение - максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу времени при определенных условиях.

К числу этих условий относятся цены данного и других товаров, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические условия.

Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара P и цен других товаров (Ра, Рb…); от характера применяемой технологии от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет следующий вид:

QS = f(P, Pa, Pb, …, K, C, Z) (3)

где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; С - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (Р), предположить неизменными, то от функции предложения (3) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:

QS = f(P) (4)

Практика подсказывает, что по более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара (по крайней мере в большинстве случаев), т.е. объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена.

На рис. 2 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо вверх повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене P2 >P1 соответствует объем предложения Q2 >Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльнее его производство, тем большее количество его производители готовы произвести и продать на рынке.

Рис. 2. Кривая предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Цена на товар.2. Себестоимость продукции (чем себестоимость выше, тем менее выгоднее производить данный Т)

3. Налоги.4. Изменение технологии.5. Перспективные ожидания.

6. Цены на ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: