Значение планов в рыночной экономике

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Лекция № 5

СОДЕРЖАНИЕ:

5.1. Значение планов в рыночной экономике………………………….85

5.2.Место и значение функции планирования в системе управления предприятием………………………………………………………………87

5.3. Основы внутрифирменного планирования производства………92

5.4. Принципы построения системы внутрифирменного

планирования……………………………………………………………...96

5.5. Понятие и содержание бизнес-планирования……………………..99

В условиях построения в Российской Федерации (РФ) развитой рыночно ориентированной экономики значение глубоко проработанных и сбалансированных планов на всех уровнях управления предприятием, фирмой не только не уменьшается (по сравнению с централизованно-плановой экономикой), но и значительно возрастает.

Как справедлива отметил профессор Токийского университета Сабуро Окито — автор плана удвоения национального дохода Японии — «любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований». Это положение можно отнести к любому уровню управления народным хозяйством — к национальной экономике в целом, отрасли, предприятию, фирме, организации. Между тем в РФ до сих пор отсутствуют сколько-либо полно и глубоко подготовленные программы построения социально-ориентированной и государственно-регулируемой в необходимых масштабах рыночной экономики. Не выработана национальная идея, объединяющая все слои общества в своем движении вперед, в возрождении отечественной экономики.

Исключительно важное значение при реформировании национальной экономики должно быть отведено науке. Однако государство не оказывает науке надлежащей финансовой поддержки. Здесь опять-таки уместно привести слова профессора Сабуро Окито: «Наука вообще является фундаментом всякого развития в экономике, политике, социальных отношениях, экологии и т. п. Непонимание этого обстоятельства делает бессмысленной любую политику в любой области».

Фирма, функционирующая в условиях рыночной экономики, обязана с необходимой достоверностью определить на перспективу потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, а также источники их получения. Она должно уметь достаточно точно рассчитать эффективность имеющихся ресурсов и конечный экономический и финансовый результаты своей работы.

Современная методология научного планирования деятельности предприятий включает: стратегическое планирование, составление прогнозов развития предприятий и внутрифирменное планирование. Основными составляющими компонентами непосредственно системы внутрифирменного планирования являются система бизнес-планирования и система оперативно-производственного планирования.

Успешное формирование нового бизнеса и планирование дальнейшего развития уже функционирующего предприятия не могут обойтись без четкого и научно обоснованного бизнес-плана.

С помощью профессионально подготовленного бизнес-плана можно прояснить достаточно отдаленную перспективу существования и возможные конечные экономические результаты деятельности фирмы,

В зарубежной практике с начала 70-х гг. истекшего столетия получила широкое распространение унифицированная методология разработки бизнес-плана на этапе планирования всех видов деятельности предприятий. Ее применение на отечественных промышленных предприятиях также оказалось вполне оправданным.

О важности функции планирования на фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование — не самое главное, планирование — это все». Такое отношение к планированию объясняется тем что предприниматель рискует практически всем: деньгами, здоровьем и будущим. Какой-то мудрец однажды заметил: «Тот, кто неудачно планирует, планирует неудачу».

5.2. Место и значение функции планирования в системе управления предприятием

Переход от централизованной плановой экономики к рыночной вовсе не означает отказ от планирования всех сторон деятельности на пред­приятиях и фирмах различных отраслей промышленности. Функция планирования занимает центральное место среди остальных основных функций, реализуемых в системе управления предприятием (рис. 3.1).

Из рис. 3.1 видно, что все основные функции системы управления предприятием тесно связаны как прямой, так и обратной связью.

    Система управления предприятием  
 
  Учет Контроль  
           
    Планирование    
                 
  Анализ   Регулирование (координация)  
 
               

Рис. 1. Место функции планирования в системе управления предприятием


Считается, что предприятие является основным звеном народнохо­зяйственного комплекса. Наряду с этим понятием в литературе и на практике широко используется понятие «фирма». Достаточно часто эти понятия трактуются как синонимы. Между тем понятие «фирма» часто связано с более крупным и многопрофильным образованием, в которое входит ряд различных предприятий и организаций. Речь в этом случае идет о наличии в подчинении у головного предприятия филиалов, дочерних и внучатых предприятий, что характерно для крупных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп, концернов и других организационно-правовых структур.

Согласно законодательству ГК РФ, предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект, являющийся обычно юридическим лицом и созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Для предприятий и фирм необходимым является обеспечение их наиболее эффективного функционирования в условиях рыночной экономики. Успешное решение этой задачи во многом зависит от уровня научной обоснованности применяемой системы внутрифирменного (внутризаводского) планирования производства и сбыта готовой продукции. Сложность разработки такой системы планирования будет возрастать по мере перехода от индивидуально функционирующего на рынке предприятия к фирме, в составе которой имеется не только объединенных в единое организационное целое предприятий. Эта сложность связана с необходимостью обеспечения тесной взаимосвязи и согласованности в процессе планирования всех аспектов деятельности этих объектов (производственных, финансовых, инвестиционных). Однако в любом случае для каждого отдельного предприятия, входящего в состав фирмы, должна быть разработана такая научно обоснованная система планирования производства, которая наиболее полно учитывала бы экономико-организационные, технико-технологические, сбытовые и иные его особенности. В рыночных условиях хозяйствования фирма самостоятельно решает, что и в каких количествах производить, по каким ценам продавать и сколько получать чистой прибыли. Всего этого можно достичь лишь с помощью применения научно обоснованной системы планирования. Применение такой системы планирования призвано способствовать наиболее эффективному использованию финансовых, материальных, трудовых, производственных и инвестиционных ресурсов, а также достижению требуемых объемов производства и сбыта продукции и завоеванию желаемой доли целевого рынка.

По мнению Рассела Акоффа, планирование — это процесс проекти­рования желаемого будущего предприятия и определение наиболее эффективных путей его достижения. Конечным итогом этого процесса является возможность выработки научно обоснованных плановых и управленческих решений.

Считается, что предприятие является основным звеном народнохо­зяйственного комплекса. Наряду с этим понятием в литературе и на практике широко используется понятие «фирма». Достаточно часто эти понятия трактуются как синонимы. Между тем понятие «фирма» часто связано с более крупным и многопрофильным образованием, в которое входит ряд различных предприятий и организаций. Речь в этом случае идет о наличии в подчинении у головного предприятия филиалов, дочерних и внучатых предприятий, что характерно для крупных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп, концернов и других организационно-правовых структур.

Согласно законодательству ГК РФ, предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект, являющийся обычно юридическим лицом и созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Для предприятий и фирм необходимым является обеспечение их наиболее эффективного функционирования в условиях рыночной экономики. Успешное решение этой задачи во многом зависит от уровня научной обоснованности применяемой системы внутрифирменного (внутризаводского) планирования производства и сбыта готовой продукции. Сложность разработки такой системы планирования будет возрастать по мере перехода от индивидуально функционирующего на рынке предприятия к фирме, в составе которой имеется не только объединенных в единое организационное целое предприятий. Эта сложность связана с необходимостью обеспечения тесной взаимосвязи и согласованности в процессе планирования всех аспектов деятельности этих объектов (производственных, финансовых, инвестиционных). Однако в любом случае для каждого отдельного предприятия, входящего в состав фирмы, должна быть разработана такая научно обоснованная система планирования производства, которая наиболее полно учитывала бы экономико-организационные, технико-технологические, сбытовые и иные его особенности. В рыночных условиях хозяйствования фирма самостоятельно решает, что и в каких количествах производить, по каким ценам продавать и сколько получать чистой прибыли. Всего этого можно достичь лишь с помощью применения научно обоснованной системы планирования. Применение такой системы планирования призвано способствовать наиболее эффективному использованию финансовых, материальных, трудовых, производственных и инвестиционных ресурсов, а также достижению требуемых объемов производства и сбыта продукции и завоеванию желаемой доли целевого рынка.

По мнению Рассела Акоффа, планирование — это процесс проекти­рования желаемого будущего предприятия и определение наиболее эффективных путей его достижения. Конечным итогом этого процесса является возможность выработки научно обоснованных плановых и управленческих решений.


С помощью планирования, являющегося профессиональным видом деятельности, предпринимается попытка с достаточно высокой точностью предсказать, предвидеть с необходимым опережением времени ход осуществления какого-либо процесса и получение конечного результата в сфере производства и сбыта продукции, минимизировать влияние факторов неопределенности, а также недостоверности используемых исходных данных.

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

Практическое значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех на­правлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

На исключительную важность функции планирования в обеспечении эффективной деятельности фирмы указывает и то обстоятельство, что 70% перерабатываемой информации в системе управления производством связано именно с реализацией основных стадий и этапов планирования.

Как справедливо отмечено в [14. С. 11], «внутрифирменное плани­рование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей».

Работа по внутрифирменному планированию на промышленном предприятии обычно осуществляется специалистами планово-экономических служб при активном участии высшего менеджмента фирмы. Уровень организации этой работы в значительной мере обусловливает конечные экономические и финансовые результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности фирмы.

Предметом рассмотрения данной книги будут являться разнообразные вопросы проектирования научно обоснованной системы внутрифирменного планирования производства продукции и сбыта на основе наиболее широкого использования современных моделей, математических методов и средств вычислительной техники.

Объектом рассмотрения будут выступать промышленные предприятия различных отраслей народного хозяйства, эффективная работа которых во многом определяет успехи национальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: