Вопрос. Эластичность спроса и предложения

Эластичность – это относительное (выраженное в процентах) изменение одной переменной, в ответ на относительное (выраженное в процентах) изменение другой переменной.

Эластичность спроса по цене – показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены.

,

где ЕРD – коэффициент эластичности спроса по цене;

ΔQ/Q – относительное изменение спроса;

ΔР/Р – относительное изменение цены.

ЕРD > 1 Спрос эластичен Спрос изменяется быстрее цены; при снижении цены возрастает количество продаж и увеличивается общая выручка
ЕРD = 1 Единичная эластичность Снижение цены компенсируется ростом продаж, общая выручка остается неизменной
ЕРD < 1 Спрос неэластичен Спрос изменяется медленнее цены; снижение цены незначительно изменяет объем продаж, общая выручка снижается

Иногда, пренебрегая формальными тонкостями, говорят, что ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент. При этом методика подсчета коэффициента эластичности будет зависеть от того, на сколько значительными являются расхождения начальных и конечных значений рассматриваемых величин P и Q.

Если они не велики, то в формулу эластичности могут быть поставлены просто либо их начальные значения P0 и Q0, либо конечные – P1 и Q1. полученные при этом значения коэффициента эластичности будут различаться не существенно. Обычно используют начальные значения, т.к. это позволяет сравнивать несколько вариантов изменений при принятии экономических решений. В данном случае говорят о точечной эластичности.

В случае, когда рассматриваемые значения ΔP и ΔQ оказываются существенными (более 5% от исходных величин), значение коэффициента эластичности при использовании начальных и конечных величин P и Q могут существенно расходиться. В таком случае, определяют дуговую эластичность, используя средние величины P и Q.

,

.

Эластичность спроса по доходу – это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей (Y). Аналогично рассчитываются коэффициенты точечной и дуговой эластичности:

Рис. Классификация товаров по значениям коэффициента эластичности по доходу.

Перекрестная эластичность спроса – степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены на другой товар. Коэффициенты точечной и дуговой перекрестной эластичности спроса определяются выражениями

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность дополнять или замещать друг друга в потреблении. Если два товара с одинаковым успехом могут использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, то коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, и наоборот, если два товара могут использоваться только совместно, то коэффициент их перекрестной эластичности по цене будет низок.

Рис. Классификация товаров по значениям коэффициента перекрестной эластичности по цене.

Приведенная классификация справедлива лишь при небольших изменениях цен (ΔРА – мало). Если изменения цен значительны, то будет проявляться эффект дохода и спрос изменится на оба товара (А и В).

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на товар. Если у товара нет заменителей, то спрос на него совершенно неэластичен.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность.

3. Насыщение потребностей: по мере насыщения товаром его эластичность падает.

4. Размер дохода.

5. Природа товаров: спрос на товары - предметы роскоши эластичен, а на товары первой необходимости – неэластичен.

6. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

7. Время на выбор: чем больше времени на поиск альтернативного товара, тем эластичнее спрос. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время.

8. Ожидания потребителя.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени:

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично. Изменение спроса приводит к изменению цен, но не отражается на величине производства.

В условиях короткого рыночного периода – более эластично. Повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы.

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.

Теория эластичности имеет значение для определения экономической политики фирм и правительства. Если государство вводит определенную фиксированную сумму налога на единицу товара, эластичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую – потребители (рис).

а) налоги и эластичный спрос. В случае эластичного спроса большая часть налога уплачивается производителем. Потребители в случае роста цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты;

б) налоги и неэластичный спрос. В случае неэластичного спроса большая часть налога уплачивается потребителем. По причине отсутствия товаров заменителей, потребители будут вынуждены по прежнему покупать данный товар, даже в условиях роста цен на него;

Рис. Влияние эластичности спроса и предложения на перераспределение налогового бремени

в) налоги и эластичное предложение. Эластичность предложения означает, что производители могут переключить свои ресурсы на производство другого товара, поэтому большая часть налога падает на потребителей;

г) налоги и неэластичное предложение. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее, поэтому больше от налога страдают производители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: