Модель поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции
Основные черты
монополистической
конкуренции
| • множество мелких и средних фирм (20 ─ 70);
• относительная легкость входа новых фирм в отрасль со своими
торговыми марками из-за сравнительно небольшого размера
первоначального минимума капитала для организации прибыльного
производства и свободный выход из отрасли
(если товары перестали пользоваться спросом);
• совершенная информированность покупателей и продавцов об условиях рынка;
• ограниченный контроль над ценами;
• сочетание ценовой и неценовой конкуренции;
• дифференциация продукта, дающая продавцу определенную степеньмонопольной власти на своем сегменте рынка.
В основе дифференциации продукта лежат различия во вкусах и желаниях потребителей:
чем выше степень дифференциации продукта, тем меньше конкуренция и легче установить "свою" (монопольную) цену на продукт.
|
Монополистическая конкуренция совмещает черты совершенной конкуренции (пп. 1, 2, 3) и чистой монополии (возможность диктовать цены)
|
Дифференциация
продукта
| • ситуация, при которой покупатели рассматривают продукты конкурирующих фирм как близкие, но не полностью взаимозаменяемые (несовершенные заменители);
• различия между товарами разных фирм, вызывающие у потребителей предпочтения товаров одной фирмы перед товарами других фирм (при условии одинаковой цены этих товаров); • неоднородность продукта по любому различаемому покупателем признаку
|
Впервые термин «монополистическая конкуренция» ввёл Эдвард Чемберлин
( Теория монополистической конкуренции, 1933) и Джоан Робинсон (Экономическая теория несовершенной конкуренции, 1933).
|
ФАКТОРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКТА
|
1. По качеству
| • действительная
• искусственная
• мнимая
| различия в физических характеристиках товара (химический состав моющих средств, разных видов зубной пасты, кремов и т.д.)
различия в упаковке, расфасовке и т.д.
На насыщенном рынке именно эти дополнительные свойства определяют судьбу товаров.
проведенные тестовые испытания показали, что значительный процент курильщиков не способен отличить "свою" марку от других, хотя преданно покупают именно ее
|
2. По условиям сервиса
| • предпродажное
обслуживание
• сервис в момент покупки
• послепродажное
обслуживание
| помощь в выборе нужного продукта: для товаров производственного назначения это часто предполагает проведения целого исследования
проверка, доставка, проверка
гарантийный и постгарантийный ремонт, консультации по лучшему использованию и т.д.
|
Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не
выполняться вообще) В результате один и тот же товар как бы распадается на целый ряд разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в разные товары.
|
3. По местоположению источника продажи товаров и / или услуг и степени его
доступности, по времени работы
|
4. По интенсивности
рекламы
| • проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных;
• способствует формированию новых потребностей
(например, "Wash & Go", 2 в 1, 3 в1);
• создает дифференциацию товаров там, где ее нет:
за мнимыми отличиями скрываются реальные отличия
рекламной подачи товара
|
| | | |