Модель поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции

Основные черты монополистической конкуренции множество мелких и средних фирм (20 ─ 70); • относительная легкость входа новых фирм в отрасль со своими торговыми марками из-за сравнительно небольшого размера первоначального минимума капитала для организации прибыльного производства и свободный выход из отрасли (если товары перестали пользоваться спросом); • совершенная информированность покупателей и продавцов об условиях рынка; • ограниченный контроль над ценами; • сочетание ценовой и неценовой конкуренции; • дифференциация продукта, дающая продавцу определенную степеньмонопольной власти на своем сегменте рынка. В основе дифференциации продукта лежат различия во вкусах и желаниях потребителей: чем выше степень дифференциации продукта, тем меньше конкуренция и легче установить "свою" (монопольную) цену на продукт.
Монополистическая конкуренция совмещает черты совершенной конкуренции (пп. 1, 2, 3) и чистой монополии (возможность диктовать цены)
Дифференциация продукта • ситуация, при которой покупатели рассматривают продукты конкурирующих фирм как близкие, но не полностью взаимозаменяемые (несовершенные заменители); • различия между товарами разных фирм, вызывающие у потребителей предпочтения товаров одной фирмы перед товарами других фирм (при условии одинаковой цены этих товаров); • неоднородность продукта по любому различаемому покупателем признаку
Впервые термин «монополистическая конкуренция» ввёл Эдвард Чемберлин ( Теория монополистической конкуренции, 1933) и Джоан Робинсон (Экономическая теория несовершенной конкуренции, 1933).
ФАКТОРЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКТА
1. По качеству • действительная • искусственная • мнимая различия в физических характеристиках товара (химический состав моющих средств, разных видов зубной пасты, кремов и т.д.) различия в упаковке, расфасовке и т.д. На насыщенном рынке именно эти дополнительные свойства определяют судьбу товаров. проведенные тестовые испытания показали, что значительный процент курильщиков не способен отличить "свою" марку от других, хотя преданно покупают именно ее
2. По условиям сервиса • предпродажное обслуживание • сервис в момент покупки • послепродажное обслуживание помощь в выборе нужного продукта: для товаров производственного назначения это часто предполагает проведения целого исследования проверка, доставка, проверка гарантийный и постгарантийный ремонт, консультации по лучшему использованию и т.д.
Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще) В результате один и тот же товар как бы распадается на целый ряд разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в разные товары.
3. По местоположению источника продажи товаров и / или услуг и степени его доступности, по времени работы
4. По интенсивности рекламы • проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных; • способствует формированию новых потребностей (например, "Wash & Go", 2 в 1, 3 в1); • создает дифференциацию товаров там, где ее нет: за мнимыми отличиями скрываются реальные отличия рекламной подачи товара
       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: