Дух капитализма»: капитал завоевывает идеологическое и этическое пространство

В октябре 1517 г. монах ордена августинцев, профессор философии и теологии университета в Виттенберге Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов против индульгенций, прибив текст тезисов к дверям собора в Виттенберге. Тем самым было положено начало Реформации в Европе.

Протестантская религия — знамение времени. Она создает новую этику и идеологию, отрицающие ценности феодального общества и соответствующие моральным, религиозным и политическим интересам «третьего сословия», которое вот-вот должно было прийти к политической и экономической власти в Европе.

Утверждая трудовую этику, идеологи протестантизма одновременно обосновывали религиозную мотивацию предпринимательской Деятельности. То, что для ортодоксального католицизма и православия было грехом (например, свобода кредитно-ростовщических отношений), для протестанта становилось богоугодным делом.

Осуждая церковные богатства (а церковь и монастыри были крупнейшими феодальными земельными владетелями), протестанты выдвинули идею, что человек может общаться с Богом один на один, при помощи Библии и без посредничества церкви. Это был сильнейший удар по диктату римско-католической церкви. С точки зрения протестантской религии индивид — прямой и непосредственный слуга Господа, и поэтому он — свободная, духовно раскрепощенная личность, независимая от земных властителей, от давления иерархических сословных структур. От отношений с церковью не зависят райское блаженство или адовы муки в загробном мире. Труд — не расплата за первородных грех, не наказание Божье, а важнейшая жизненная ценность, священный долг перед Богом, обществом и самим собой.

С точки зрения протестантов, деловой успех — показатель избранности тех, кому даровано предопределение к спасению. Но деловой успех обязательно должен сочетаться с честностью в отношениях с партнерами, неприкосновенностью собственности, инициативой, ответственностью, бережливостью и рачительностью. Благосостояние должно сочетаться с активным аскетизмом, доходы предпринимателей должны использоваться не на престижное потребление, а на инвестиции и помощь бедным и немощным.

Так на базе протестантской этики появляется в Европе созидательный «дух капитализма», преодолевший авантюрный торгашеский дух торгово-ростовщического капитала прошлых эпох.

Введя в оборот религиозно-этическое понятие «призвание», протестанты давали оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как угодному Богу делу. Но, как подчеркивает М. Вебер, «такое понимание "призвания", с одной стороны, совершенно успокаивало совесть предпринимателя, с другой — побуждало рабочих к труду; при этом в качестве награды за исполнение своего "призвания" рабочими (иными словами — за их согласие подвергаться в капиталистических предприятиях самой безудержной эксплуатации) последним обещалось ни больше ни меньше, как вечное блаженство».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: