(руб.) | (тыс. шт.) |
Аналитический способ может быть представлен, например, в следующем виде:
=
(4.3)
Графический - на рисунке 4.1. Линия представляет собой графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса.
Из графика видно, что при цене 30 рублей объем спроса равен 200 штук единиц товара. В том случае, если цена товара понижается до 20 руб., то объем спроса увеличивается до 300 штук. Линия Рис. 4.1 Кривая спроса изображена в виде прямой линии, хотя эта линия может быть и кривой.
Экономисты различают изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса происходит в том случае, если изменяются цены на данный товар, при фиксированных значениях прочих факторов, определяющих объем спроса. В указанном случае имеет место движение вдоль линии спроса. Если же изменяются факторы, определяющие объем спроса, то происходит сдвиг линии спроса. В данном случае говорят, что изменился сам спрос. Этот процесс изображен на рисунке 4.2.
Р,
Руб
Р1
A
D2
D1
Р2
B
Q1 Q2 Q3 Q4 Q,шт.
Рис. 4.2 Изменение объема спроса и изменение спроса
Предположим, что первоначально линия спроса занимала положение Д1. При понижении цены с Р1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1до Q2. Мы движемся вдоль линии спроса Д1 из точки А в точку В. Здесь увеличивается только объем спроса. Другой случай — возросли денежные доходы населения и оно теперь желает покупать большее количество товара при каждом значении его цены. При цене Р1 объем спроса теперь составляет не Q1, а О3. При цене Р2 — не Q2, a Q4. Следовательно, линия спроса сдвинулась вправо, т. е. увеличился сам спрос.
В том случае, если речь идет о потребительском товаре, то изменение спроса может произойти по следующим причинам:
1. В связи с изменением доходов населения, которые способствуют увеличению спроса на абсолютное большинство товаров. Товары, спрос на которые увеличивается в результате роста доходов, называются «нормативными». В свою очередь спрос на некоторые потребительские товары (перловая крупа, маргарин, черный хлеб) с увеличением доходов уменьшается. Их принято называть «неполноценными».
2. В результате изменения цен на другие, как правило, взаимозаменяющие, товары. Так увеличение спроса на маргарин может произойти в результате роста цен на продукт — заменитель сливочное масло.
3. Меняются вкусы и предпочтения потребителей. Например, если некоторый вид ткани «вошел» в моду, то спрос на него может возрасти.
4. С изменением цены на дополняющие товары. Например, автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили и наоборот.
5. Изменения в ожидании будущих цен. Если ожидается увеличение цен, например, на соль, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо.
6. На спрос влияет увеличение населения.
Между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость—при снижении цены объем спроса увеличивается и наоборот. Это закон спроса.
Известно одно исключение из этого закона, которое получило название «Парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910 гг.) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого возросла, существенно увеличился. Но это, в принципе, не отрицает закона спроса, так как повышение цены на картофель заставило их резко сократить потребление более дорогих и качественных продуктов.
Понятие «эластичность спроса» в экономическую теорию ввел А. Маршалл.
Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой. В практике наиболее широко применяемой зависимостью является изменение объема спроса в связи с изменением цены. На графиках 3 и 4 зависимостью между ценой (P) и объемом товаров и услуг (Q) представлены два основных вида кривых. В первом' случае изменение цены от 1000 до 2000 руб. приводит к сокращению объема спроса с 10 до 6 ед., а во втором случае такое же изменение цены привело к снижению объема с 10 до 9 ед. В этих двух случаях наблюдается неодинаковая степень зависимости объема спроса от цены. В одном случае спрос эластичен (4.3.), во втором— неэластичен (4.4.).

Р,
Руб
Q
Рисунок 4.3 – Эластичный спрос

Р,
Руб
Q
Рисунок 4.4 – Неэластичный спрос
Для количественной оценки эластичности спроса необходимо сопоставить прирост объема спроса ко всему его объему и прироста цены к цене. Покажем это на примере.
Т а б л и ц а 4.2
(руб.)