Зависимость спроса от цены

(руб.) (тыс. шт.)
   
   
   
   
   

Аналитический способ может быть представлен, например, в следующем виде: = (4.3)

Графический - на рисунке 4.1. Линия представляет собой графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса.

Из графика видно, что при цене 30 рублей объем спроса равен 200 штук единиц товара. В том случае, если цена товара понижается до 20 руб., то объем спроса увеличивается до 300 штук. Линия Рис. 4.1 Кривая спроса изображена в виде прямой линии, хотя эта линия может быть и кривой.

Экономисты различают изменение объема спроса и измене­ние спроса. Изменение объема спроса происходит в том случае, если изменяются цены на данный товар, при фиксированных значениях прочих факторов, определяющих объем спроса. В указанном случае имеет место движение вдоль линии спроса. Если же изменяются факторы, определяющие объем спроса, то происходит сдвиг линии спроса. В данном случае говорят, что изменился сам спрос. Этот процесс изображен на рисунке 4.2.

Р,

Руб

Р1

A

D2

D1

Р2

B

Q1 Q2 Q3 Q4 Q,шт.

Рис. 4.2 Изменение объема спроса и изменение спроса

Предположим, что первоначально линия спроса занимала положение Д1. При понижении цены с Р1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1до Q2. Мы движемся вдоль линии спроса Д1 из точки А в точку В. Здесь увеличивается только объем спроса. Другой случай — возросли денежные доходы населения и оно теперь желает покупать большее количество товара при каждом значении его цены. При цене Р1 объем спроса теперь составляет не Q1, а О3. При цене Р2 — не Q2, a Q4. Следователь­но, линия спроса сдвинулась вправо, т. е. увеличился сам спрос.

В том случае, если речь идет о потребительском товаре, то изменение спроса может произойти по следующим причинам:

1. В связи с изменением доходов населения, которые способствуют увеличению спроса на абсолютное большинство товаров. Товары, спрос на которые увеличивается в результате роста доходов, называются «нормативными». В свою очередь спрос на некоторые потребительские товары (перловая крупа, маргарин, черный хлеб) с увеличением доходов уменьшается. Их принято называть «неполно­ценными».

2. В результате изменения цен на другие, как правило, взаимозаменяющие, товары. Так увеличение спроса на маргарин может произойти в результате роста цен на продукт — заменитель сливочное масло.

3. Меняются вкусы и предпочтения потребителей. Например, если некоторый вид ткани «вошел» в моду, то спрос на него может возрасти.

4. С изменением цены на дополняющие товары. Например, автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили и наоборот.

5. Изменения в ожидании будущих цен. Если ожидается увеличение цен, например, на соль, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо.

6. На спрос влияет увеличение населения.

Между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость—при снижении цены объем спроса увеличивается и наоборот. Это закон спроса.

Известно одно исключение из этого закона, которое получи­ло название «Парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910 гг.) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого возросла, существенно увеличился. Но это, в принципе, не отрицает закона спроса, так как повышение цены на картофель заставило их резко сократить потребление более дорогих и качественных продук­тов.

Понятие «эластичность спроса» в экономическую теорию ввел А. Маршалл.

Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой. В практике наиболее широко применяемой зависимостью является изменение объема спроса в связи с изменением цены. На графиках 3 и 4 зависимостью между ценой (P) и объемом товаров и услуг (Q) представлены два основных вида кривых. В первом' случае изменение цены от 1000 до 2000 руб. приводит к сокращению объема спроса с 10 до 6 ед., а во втором случае такое же изменение цены привело к снижению объема с 10 до 9 ед. В этих двух случаях наблюдается неодинаковая степень зависимости объема спроса от цены. В одном случае спрос эластичен (4.3.), во втором— неэластичен (4.4.).

Р,

Руб

Q

Рисунок 4.3 – Эластичный спрос

Р,

Руб

Q

Рисунок 4.4 – Неэластичный спрос

Для количественной оценки эластичности спроса необходи­мо сопоставить прирост объема спроса ко всему его объему и прироста цены к цене. Покажем это на примере.

Т а б л и ц а 4.2





Подборка статей по вашей теме: