Характер спроса | Поведение потребителя | |
При снижении цены | При росте цены | |
Эластичный (ЭС >1) | Значительно повышает объем покупок (спрос растет быстрее, чем снижается цена). Выручка у продавца растет | Значительно снижает объем покупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена.) Выручка продавца падает |
Единичная эластичность (ЭС=1) | Спрос растет теми же темпами, что падает цена. Выручка растет. | Спрос снижается теми же темпами, что растет цена. Выручка не изменяется. |
Неэластичный (ЭС<1) | Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены. Выручка падает. | Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены. Выручка растет. |
Эластичность спроса ниже всего на товары, являющиеся для потребителя самыми необходимыми. Особенно она низка на товары и услуги первой необходимости. Таков, например, спрос на хлеб, цветы в предпраздничные и праздничные дни, соль, спички, мясо и т. д.
При прочих равных условиях, при неэластичном спросе цены могут расти, а при эластичном—они могут снижаться.
|
|
Как же количественно измеряется эластичность спроса?
По цене эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения спрашиваемой продукции к процентному изменению цены.
процентное изменение количества
спрашиваемой продукции
= ——————————————————— ИЛИ, (4.4)
процентное изменение цены
, коэффициент эластичности спроса;
— прирост предлагаемой продукции;
— прирост цены на данную продукцию.
Если Еа>1, спрос считается эластичным, и спрос неэластичен при Еа<1. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается на графике линией, параллельной вертикальной оси, кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, которая расположена выше и параллельно горизонтальной оси.
Как правило, спрос эластичен на те товары и услуги, которые к повседневным и обыденным не относится. Спрос неэластичен на товары повседневного спроса. Поэтому рост цен на них может не приводить к сокращению объема или, во всяком случае, рост цен при неэластичном спросе ведет к относительному падению объема предложенной продукции.
Эластичность спроса — показатель, который широко используется в практике налогообложения, дотаций государства отдельным производителям, как правило, производящим неэластичные товары, в инвестиционной политике.
Таким образом, спрос—явление довольно сложное, оно включает в себя и такие элементы, которые учитывают индивидуальные потребности отдельного потребителя, его особенности. С другой стороны, спрос зависит не только от экономических факторов, но и от психологии покупателя, от духа соревнования в потреблении, который ему присущ. Эти явления не всегда поддаются количественной оценке. Поэтому уровень профессионализма при изучении спроса зависит не только от знаний и умений количественно его определить, исходя из тех переменных, которые на него влияют, и которые можно измерить, так и тех факторов, которые не поддаются исчислению и их количественно определяют методом экспертных оценок. Эксперты — профессионалы высочайшего класса, подобно дегустаторам вина, определяют его качественные характеристики. Поэтому это дорогостоящее мероприятие. Все это в конечном итоге приносит гораздо больший экономический эффект, если спрос определен, тогда известным становятся самые сокровенные «тайны» рынка — цена и объем предложения.
|
|