Предложение отдельного производителя. Закон предложения. Эластичность предложения

Предложение характеризует собой готовность продавца (фирмы или отрасли) продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.

Зависимость объема предложения от факторов, его опреде­ляющих, называется функцией предложения. В общем виде функция предложения выглядит следующим образом:

= ( …), (4.5)

где:

— объем предложения товара А в единицу времени;

— цена товара А;

— цены других товаров и ресурсов;

— величина (или вектор), характеризующая применяе­мую в производстве товара А технологию;

—величина (или вектор), характеризующая установ­ленные налоги или дотации;

— величина (или вектор), характеризующая природно-климатические условия.

В том случае, если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара, положить фиксиро­ванными, то от функции предложения (1.5.) можно перейти к функции предложения от цены:

= (4.6)

Так же, как и функция спроса от цены, функция предложе­ния от цены может быть представлена тремя способами: табличным, аналитическим, графическим.

На графике 4.5 линия 5 представляет собой графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения.

Из рисунка 4.5 видно, что при цене 30 руб. объем предложения составляет 200 тыс. штук. Если цена товара повышается до 40 руб., объем предложения возрастает до 400 тыс. штук.

Рисунок 4.5 – Линия предложения

Для абсолютного большинства товаров линия предложения имеет положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения.

Необходимо различать изменения объема предложения и изменение предложения.

Изменение объема предложения возможно при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях других факторов, определяющих объем предложения. В этом случае происходит движение вдоль линии предложения. Неценовые факторы смещают всю кривую.

Рассматривая функцию; предложения была установлена зависимость объема предложения от многих переменных, важ­нейшими из которых является рыночная цена товара. Поэтому влияние изменения цен на количество товара, предлагаемого производителями, экономисты определяют показателем ценовой эластичности предложения.

Эластичность предложения измеряется отношением про­центного изменения объема предложения к процентному изме­нению цены. Она, как и эластичность спроса мо­жет колебаться в пределах от бесконечности до 0. Трудно переоценить практическую значимость эластичности предложения. По своему характеру она оказывает обратное воздействие на поведение производителя и потребителя, нежели эластичность спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: