Структура основных денежных агрегатов

Наиболее ликвидные активы (деньги) Высоколиквидные активы («почти деньги»)
Наличные деньги Чековые вклады Безчековые сберегательные счета Мелкие срочные вклады Облигации госзаймов Крупные срочные вклады
           

М1

М2

М3


3. Государство в макрорегулировании должно учитывать способность банков создавать «новые» деньги, увеличивая денежное предложение.

Банки «создают» деньги тогда, когда они принимают вклады и, отчислив от их суммы требуемый обязательный резерв, используют оставшуюся денежную массу для выдачи ссуд. В результате многократного повторения подобной операции в цепочке банков и образуются «новые» деньги. Это мультипликационный (лат. multiplicatio – умножение) механизм увеличения денежного предложения.

Пример:

Первоначальный вклад

       
 
   
 


резерв

1-й банк

Кредит

 
 


Депозит

       
   
 
 


2-й банкрезерв

       
 
   
 


Кредит

 
 


Депозит

3-й банк

резерв

Кредит

 
 


и т.д.

В первый банк сделан вклад в 100 д. ед. Он оставляет в резерве 20 д. ед., т. к. ЦБ установил норму 20%. Банк предоставил в ссуду 80 д. ед. (100 - 20). Полученная кем–либо эта ссуда через оплату различных счетов в конечном итоге превратится во вклад во втором банке, который, отчислив в резерв 16 д. ед. (20% от 80 д. ед.), предоставит в кредит 64 д. ед. (80 - 16). Эта сумма, пройдя свой платежно–расчетный путь, окажется вкладом в третьем банке, и т. д., пока уменьшающаяся при переходе от банка к банку первоначальная сумма не растворится без остатка на банковских счетах. В результате этой «цепной реакции» первоначальные деньги многократно возрастут. В нашем примере сумма «новых денег» составит 195.2 д. ед. (80 + 64 + 51.2). Максимальный же коэффициент роста денежной массы – денежный мультипликатор – является величиной обратной норме резервного капитала. В нашем примере он равен 5, т. к. резервная норма 20%, а в долях 1/5. Следовательно, 80 д. ед. кредитных денег, запущенных первым банком, могут создать 400 д. ед. «новых денег» (80 * 5), увеличив тем самым общую денежную массу до 500 д. ед. (100 + 400).

Такой эффект кредитно–денежной мультипликации может привести к инфляции.

4. Кейнсианская политика «дешёвых» и «дорогих» денег предполагает активное государственное кредитно–денежное регулирование экономики. Она состоит в гибком маневрировании кредитно–денежными ресурсами. Предложение этих ресурсов:

1. то увеличивается – политика «дешёвых» денег.

2. то уменьшается – политика «дорогих» денег.

  Политика «дешёвых» денег Политика «дорогих» денег
Направ- лена Против СПАДА производства Против увеличения БЕЗРАБОТИЦЫ Против растущей ИНФЛЯЦИИ
Предлагает УВЕЛИЧЕНИЕ предложения денег: - покупка государством у банков и населения государственных ОБЛИГАЦИЙ (образование «лишних» денег); - уменьшение установленной НОРМЫ РЕЗЕРВНОГО КАПИТАЛА коммерческих банков, чтобы они могли увеличить свои кредитные ресурсы; - понижение УЧЁТНОЙ СТАВКИ, что побуждает банки наращивать свои кредитные возможности за счёт заимствования денежных средств у ЦБ СОКРАЩЕНИЕ денежного предложения: продажа государственных «связывание» ОБЛИГАЦИЙ свободных банкам и населению денег увеличение кредитные НОРМЫ возможности РЕЗЕРВНОГО коммерческих КАПИТАЛА банков банков, сокращаются повышение УЧЕТНОЙ СТАВКИ
В результате Предложение кредитов растёт, они становятся дешёвыми и доступными. Стимулируется увеличение совокупных расходов и инвестиций. Растут объём производства и занятость Ссудный процент по кредитам растёт, их доступность снижается. Инвестиции, совокупные расходы сокращаются. Спрос на товары и услуги падает, цены и инфляция уменьшаются

Иной позиции придерживаются современные неоклассики, в частности монетористы.

Монетаризм – экономическое течение, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики.

Они больше полагаются на рыночную самонастройку и считают активное государственное вмешательство в экономику неэффективным.

Главные доводы:

1. Из–за временных лагов (анг. log – разрыв во времени между взаимосвязанными явлениями или процессами) в экономике меры государства опаздывают и неэффективны.

2. Рациональное ожидание участников рынка дезорганизуют мероприятия государства (могут заранее просчитать решения государства).

3. Считают, что двигатель экономики – это предложение товаров и услуг (закон Сэя), а налоги и государственные пособия его дестимулируют.

4. В условиях стагфляции политика «дешёвых» и «дорогих» денег неприемлема.

Поэтому, по мнению монетористов, макрорегулирование следует ограничить соблюдением «денежного правила». Согласно ему масса денег в обращении (денежное предложение) должна систематически и независимо от состояния экономики увеличиваться годовым темпом, соответствующим среднегодовому темпу прироста ВНП (обычно 3 – 5% в год).

Т. о., кейнсианко–неоклассические дискуссии подтверждают сложность макроэкономических процессов. Поэтому большинство экономистов–практиков стараются не отдавать предпочтение только одной теории, а выступают за взвешенное и гибкое применение всех рекомендаций учёных в соответствии с конкретными условиями своей страны.

5. Для смягчения и преодоления инфляции государство проводит денежные реформы.

Денежные реформы – полное или частичное преобразование денежной системы.

Основные методы денежных реформ:

1. Дефляция (лат. deflatio - выдувание) – сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков.

2. Деноминация (лат. denomintio - переименование) – укрупнение денежной единицы путём обмена в определённой пропорции старых денежных знаков на новые.

3. Девольвация (лат. de – понижение + valeos - стоить) – снижение обменного курса денежных единиц по отношению к иностранным валютам.

4. Револьвация (лат. re – возобновление + valeos) – повышение валютного курса денежных единиц страны.

5. Нуллификация (лат. nullificatio - уничтожение) – объявление государством обесценившихся денежных знаков недействительными.

Лекция №23. Социальная политика государства.

1. Социальная роль рынка и государства

2. Доходы населения, принципы распределения доходов в обществе

3. Проблема неравенства доходов в обществе, кривая Лоренца и индекс Джини

1. Социальная политика – государственное регулирование социально-экономических условий жизни общества, забота о благосостоянии всех граждан.

Социальная роль рынка:

1. справедливо распределить доходы по конечным результатам труда;

2. повышает эффективность экономики в целом, создаёт материальную базу для роста благосостояния общества;

3. заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение потребностей людей.

Но рынок не идеален, он не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества. Устранить этот рыночный недостаток призвана социальная политика государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: