1. Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда:
а) свобода предпринимательства;
б) поощрение малого бизнеса;
в) поддержание высокой занятости;
г) регулирование трудовых отношений.
2. Обеспечение определённого стандарта благосостояния для всех членов общества, то есть обеспечение определённых социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих, безработных:
а) перераспределение доходов в обществе;
б) пенсии и пособия;
в) обязательное общее образование и необходимая медицинская помощь.
2. Уровень благосостояния людей характеризует получаемые ими доходы.
Показатели доходов:
1. Номинальный (начисленный) – общее количество денег, получаемых за определенный период. Сюда входят:
а) факторные доходы (зарплата, прибыль, рента, процент);
б) трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии, дотации);
в) другие поступления (процент от сбережений).
2. Располагаемый (чистый) – доход после уплаты налогов.
3. Реальный (отоваренный) – товары и услуги, которые куплены на располагающий доход.
Главными доходами большинства населения являются зарплата и трансфертные платежи. Соотношение между ними влияет на экономическое поведение людей. Когда в структуре доходов преобладает зарплата, это стимулирует трудовую активность человека. Когда повышается роль трансфертов, происходит формирование у людей психологии иждивенства. Поэтому направления и размеры государственной помощи должны быть очень взвешены.
Принципы распределения доходов:
1. Уравнительный
2. Рыночный (распределение по труду)
3. По накопленному имуществу – дополнительные доходы, по наследству
4. Привилегированный
3. В условиях рынка существование неравенства объективно обусловлено, потому что рыночная система – бесстрастный и жёсткий механизм, который не знает благотворительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективности их деятельности. Но люди не могут работать и зарабатывать одинаково. Поэтому государство должно смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе. Но слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов снижает эффективность производства, так как растущие налоги подавляют у богатых людей стимулы к хозяйственной деятельности, а у бедных, получающих все больше социальной помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду.
Таким образом, налицо противоречие между эффективностью производства и равенством доходов.
Разрешая это противоречие, каждое общество решает два вопроса:
1. В чём оно видит социальную справедливость: в равенстве доходов или равенстве экономических возможностей.
2. Что лучше: эффективная экономика, но неравенство в обществе или равенство, но при неэффективной экономике.
В зависимости от ответов на эти вопросы и определяются оптимальные масштабы перераспределения доходов государством.
Для отражения степени неравенства доходов в обществе используют два показателя:
1. Кривая Лоренца – показывает сколько процентов от общих доходов страны фактически приходится на 20, 40, 60, 80 % семей.
80 Абсолютное равенство
% 60 Кривая Лоренца
доходов
0 20 40 60 80 100
% семей
Наглядность масштабов неравенства достигается через сравнение кривой (фактическое распределение) с биссектрисой угла осей координат, которая изображает теоретическую возможность абсолютно равного распределения доходов в обществе (т.е. когда 20% всех семей имели бы 20% всех доходов, 40% - 40% доходов и т.д.). При этом очевидно, что чем больше разрыв между прямой линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов в обществе.
Этот график позволяет проводить многосторонний анализ состояния распределения доходов в стране, например: через сравнение «до» и «после» выплаты трансфертов, что позволяет увидеть эффективность политики государства по смягчению неравенства в обществе.
2. Индекс Джини – коэффициент изменяется от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство). Чем ближе значение индекса к 1, тем больше неравенство распределения доходов в обществе.