Формализованные методы прогнозирования

Формализованные методы базируются на использовании фактографической информации (описательна, необобщенная информация для дальнейшего анализа). Используются в следующих случаях: если есть ретроспективная информация, то есть существует статистика; когда количество факторов и их сила будет такой же, как и в прошлом (факторы влияют на объект), тенденция развития такая же. Суть: на основе объективных данных, глубины имеющихся данных, описывается развитие на основе математического аппарата. Глубина – частота имеющихся данных. Необходимо убедиться в гладкости тенденции. Результат использования может быть двояким: не только для составления прогнозов, но и для накапливания первичной информации об объекте.

«+»: 1 возможность анализа прогнозирования при отсутствии ретроспективной информации

2 позволяет прогнозировать при высокой вероятности возникновения качественных скачков в развитии объекта

«-»: 1 сложность процедуры сбора и обработки информации 2 индивидуальный субъективизм экспертов 3 дискретность прогноза

Достоинства: 1. Простота в применении. Наличие готовых алгоритмов. 2. Объективность (не достоверность), доверие 3. Динамика. Формализованные методы позволяют определить динамику развития на любое будущее время.

Недостатки: 1. Формализованные методы можно применять, только если мы знаем предысторию развития исследования объекта. 2. Не могут учесть скачкообразные изменения, ведущие к скачкообразным изменениям в количестве.

Формализованные методы: 1) Экстраполяция а) Метод наименьших квадратов б) Метод экспоненциального сглаживания в) Метод адаптированного сглаживания

2) Системено-структурные методы: а) Морфологический анализ б) Матричный метод в) Метод сетевого моделирования г) Метод структурной аналогии

3) Ассоциативные: а) Вероятностное моделирование б) Имитационное моделирование в) Историко-логическое моделирование (анализ)

4) Опережающей информации: а) Анализ потоков публикаций б) Метод анализа патентной информации в) Метод значимости открытий и изобретений

1. Экстраполяционные – методы прогнозирования, основанные на математической экстраполяции, при которых выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий ограничения и развития объекта прогнозирования. 2. Системно-структурные – методы, основанные на выявлении структурной взаимосвязи и анализу выявленных взаимосвязей. 3. Ассоциативные – методы ассоциации, основанные на установлении зависимости, внутренней логики развития природных объектов, и затем модель переносится на объект прогнозирования. 4. Методы опережающей информации – информация опережает практику. 1.1. метод наименьших квадратов (статистический метод определения параметров генеральной совокупности путем минимизации критериев суммы квадратов отклонений между фактическими и расчетными данными); 1.2. метод экспоненциального сглаживания (предназначен для прогнозирования динамики показателей, заданных в виде динамических рядов, путем экстраполяции тенденций (трендов), выявленных по данным прошлых лет. 2.1. морфологический анализ - это метод прогнозирования, основанный на построении матрицы характеристик объекта прогнозирования и их возможных значений с последующим перебором и оценкой вариантов сочетании этих значений); 2.2. матричный метод; Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц и оперированием с ними); 2.3. метод сетевого моделирования (осуществляется на событийном уровне; определяются, какие действия происходят в системе, какие состояние предшествовали этим действиям и какие состояния примет система после выполнения действия. Анализ результатов выполнения может сказать о том, в каких состояниях пребывала или не пребывала система, какие состояния в принципе не достижимы. 2.4. метод структурной аналогии (пример: установление цены на товар. Суть данного метода заключается в том, что при установлении цены нового товара определяют структурную формулу цены по его аналогу. Для этого используют фактические или статистические данные о доле основных элементов в цене или себестоимости аналогичного товара. 3.2. метод имитационного моделирования – основано на сочетании формализованных методов и экспертных оценок; связывают результативный признак с различными изменениями факторов; цель – отследить влияние факторов, но и силу их воздействия на результирующий признак 3.3. метод историко-логического анализа (Метод прогнозирования, основанный на системе структурно-временных карт и (или) построении тезаурусов с последующим анализом изменений их структур);

19. Сущность и структура стратегического планирования

Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей организации, предприятия. Современное стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу предприятия принимать основополагающие решения.

Главная задача стратегического планирования - обеспечить нововведения в организации, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде.

В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и формирование стратегической организационной культуры.

Распределение ресурсов. Этот процесс включает распределение ограниченных ресурсов предприятия, таких, как дефицитные кадры - управленческий персонал и специалисты; технологии; производственные фонды; финансовые ресурсы.

Адаптация к внешней среде представляет собой действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к благоприятным внешним возможностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности – альтернативы, и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является важнейшим фактором планирования.

Стратегическая организационная культура предполагает систематическое развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

Стратегическое планирование реализуется последовательно по этапам:

Формулировка миссии организации: Постановка целей, Анализ внутренней среды, Управленческое обследование организации, Анализ стратегических альтернатив, Выбор стратегии, Реализация стратегии, Оценка результатов.

1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике.

2. Постановка целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме.

3. Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.

Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды; непосредственного окружения. Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-технологический уровень; инфраструктура и т.п. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатель; поставщик; конкуренты; рынок рабочей силы.

4. Анализ и оценка внутренней структуры (среды). Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.

5. Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии (этап 5, 6). Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку в нем принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию.

6. Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот.

7. Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии являются логическим завершающим процессом в стратегическом планировании. Данный процесс обеспечивает обратную связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями. Главная задача такого контроля - выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии фирмы. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей фирмы, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются незыблемыми.

20. Особенности стратегического планирования

Наиболее сложным и трудоемким в системе планирования и прогнозирования является разработка стратегии. Стратегия – это ответ на вопрос: «Что делать?».

При разработке прогнозов на будущее должны учитываться три аспекта: экономический; организационный; политический.

Эк. Аспект – это определение будущего сценария в отношении следующих вопросов:

1. Какое положение на рынке будет заниматься п/п;

2. Как будет развиваться рынок

3. Прогноз основных производственно-экономических показателей п/п

Организ-ый аспект – предполагает определение возможностей будущей структуры п/п, схемы взаимодействия между подразделениями, распределение полномочий, прав и ответственности между уровнями и звеньями управления.

Полит. аспект – предусматривает предвидение и выявление внешних и внутренних групп влияния, степень влияния групп на развитие п/п, возможные формы взаимодействия с внешними и внутренними группами влияния.

Учет этих аспектов и предвидение ситуации на микро и макро- уровнях необходимы для обоснования стратегии п/п с тем, чтобы она максимально соответствовала текущим и будущим условиям внешней и внутренней среды.

Значение стратегии заключается в том, что она определяет направление использования значительных ресурсов п/п на перспективу. Работа по обоснованию стратегии должна быть непрерывна, при необходимости корректироваться.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: