Государственная регистрация земельно-правовых сделок

Действия по совершению земельно-правовых сделок осущест­вляются под контролем государства. В качестве формы контроля применяется государственная регистрация земельно-правовых сделок, производимая в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрация земельно-правовых сделок — важное процессу­альное событие, так как фиксирует момент перехода права на земельный участок от одного лица к другому.

Договоры о совершении сделок, приложения к договору и иные документы регистрируются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственной регистрации в Едином государственном реестре подлежат также выданные по результатам сделки свидетельства о регистрации права собственности и иных прав на землю. Данный Реестр пред­назначен для ведения унифицированной системы записей о правах на недвижимое имущество и сделках, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.

Регистрация земельно-правовых сде­лок и ведение Единого государственного реестра прав на недви­жимое имущество и сделок с ним возложены на учреждения юстиции в системе Министерства юстиции РФ, создаваемые в субъектах РФ. Их полномочия распространяются соответственно на установленные регистрационные округа.

Специальное правило земельно-правовых сделок заключается в следующем: 1) Земельно-правовые сделки совершаются под контролем государства, полномочия которого осуществляют органы местной администрации и другие надведомственные органы. В частности, сделки купли-продажи и аренда земли подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции (п.1 ст.131 ГК РФ). 2) Земельно-правовые сделки ограничиваются кругом субъектов, в который могут входить лишь лица, предусмотренные законом. 3) Земельно-правовые сделки ограничиваются видами земель, которые могут быть объектами этих сделок. 4) Земельно-правовые сделки осуществляются по особой, предусмотренной законом форме, нарушение которой влечет за собой, с одной стороны, возможное признание данной сделки недействительной, а с другой стороны - возможность привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении этой формы и процедуры. 5) Земельно-правовые сделки регламентированы законодательством таким образом, чтобы посредством их обеспечивать рациональное использование земель, вовлеченных в сферу этих сделок.
6) правовое обеспечение земельно-правовых сделок осуществляется через механизм применения санкций за нарушение договорных обязательств: расторжение сделок, условия которых нарушается; взыскание убытков, причиненных нарушением договорных обязательств; другие неблагоприятные последствия. Санкции за нарушение договорных обязательств можно подразделить на: 1)законные и 2)договорные. 1) Законные санкции выражаются в применении административной, уголовной и иной юридической ответственности за нарушение тех или иных условий договора. Особенностью законных санкций за нарушение отдельных условий земельно-правовых сделок является их применение государственными органами и должностными лицами в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, нормами КОАП РФ, УК РФ, УПК РФ. 2) Договорные санкции в отличие от законных применяются по инициативе одной из сторон земельно-правовой сделки в случае, когда таковые предусмотрены договором, и ситуация соответствует диспозиции договорной санкции. Договорные санкции за нарушение земельно-правовых сделок можно подразделить на следующие разновидности: 1)Неустойка. 2)Пеня.

20.Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения.

Юридическая ответственность - система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения право­нарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъ­екта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольне­ния, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязаннос­ти компенсировать нанесенный ущерб и др.

Таким образом, юридическая ответственность - государст­венное принуждение к исполнению требований права; правоотно­шение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной - обществом, государством.

Одновременно юридическая ответственность - это правоотно­шение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений яв­ляются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права.

Соответственно выделяется: 1)уголов­ная, 2)административная, 3)гражданско-правовая, 4)дисциплинарная ответственность.

Прекращение прав собственности или пользова­ния земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридичес­ких лиц, допускающих правонарушения.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями, которые включают: -наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие; факт несоблюдения требований норм права, или правонаруше­ние, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; -наличие вины правонарушителя; -наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

21.Понятие и состав земельного правонарушения.

Земельные правонарушения включают действия или бездейст­вие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны зе­мель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями.

Таким образом, земельное правонарушение - общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последст­виям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Земельное правонарушение состоит из элементов, которые ха­рактеризуют совершенное действие или бездействие как правонарушение - Совокупность этих элементов, к которым относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, образуют состав правонарушения. Состав правонарушения может быть материальным и формаль­ным. Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к юридической ответственности, определены законодательством.

Объектом правонарушения выступают закрепленные в зако­нодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в ее юридическом понимании. Земля - предмет посягатель­ства.

К субъектам земельного правонарушения относятся физичес­кие и юридические лица.

Физические лица как субъекты юриди­ческой ответственности, в свою очередь, делятся на: —граждан, —должностных лиц, меры ответственности для которых устанавли­ваются отдельно.

К должностным лицам относятся сотрудники государственных и муниципальных органов, признаваемые тако­выми по законодательству о государственной службе, а также руководители государственных и негосударственных предприятий и организаций, включая Вооруженные Силы РФ, предприниматели без образования юридического лица. В состав должностных лиц не входят руководители общественных объединений.

Существуют две формы вины: — умышленная, — неосторожная.

Классифи­кация по видам ответственности. Выделяют уголовные преступления: —административные и гражданско-правовые правонарушения, —дисциплинарные проступки. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений. Административные правонарушения - такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в админи­стративном порядке.

22.Земельное преступление.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.

Земельное преступление - виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

Субъектами являются только физические лица. Следует отметить, что чисто «земельных» составов в УК РФ незначительное количество. Поскольку земельное законодательство тесно связано с экологическим, то многое составы косвенно «проецируются» и на земельные правоотношения.

УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.

К таковым можно отнести: 1)нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ); 2)нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247 УК РФ); 3)загрязнение вод (ст.249 УК РФ); 4)порчу земли (ст.254 УК РФ); 5)нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.262 УК РФ).

Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст.254 УК РФ - загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Диспозиция рассматриваемой статьи состоит из 3 частей и в качестве «максимальной» санкции предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека.

23.Административная ответственность за земельные правонарушения.

Законодательством закреплены 4 основные формы ответственности: 1) дисциплинарная, 2)административная, 3)уголовная, 4)гражданско-правовая.

Дисциплинарный проступок - деяние в виде нарушения тру­довой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применя­ются руководителем предприятия в отношении работников, совершивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами и положениями.

Административный проступок - это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами — государственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными акта­ми, предусматривающими административную ответственность.

Преступление — это уголовно наказуемое, общественно опас­ное деяние (действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

Гражданско-правовая ответственность -наступает в случае причинения имущественного ущерба, поэтому существует понятие имущественной ответственности по ГК РФ. Она может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной, административной ответственностью, т. е. гражданско-правовая ответственность может "сопровождать" основные формы ответственности.

Кроме традиционных форм ответственности за зе­мельные правонарушения, в земельном законодательстве предус­мотрена специальная ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность, предусматривающая специальные зе­мельно-правовые меры (например, лишение права землепользо­вания, изъятие земельного участка. Эта ответственность является дополнительной, специальной формой ответственности за земель­ные правонарушения. В то же время она имеет и важное самостоятельное значение.

Элементы правонарушения: Земельное правонарушение, как любое другое, правонарушения характеризуется четырьмя элементами: 1)объек­том, 2)субъектом, 3)объективной стороной, 4)субъ­ективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектомземельного правонарушения - является земельный строй, установленный земельным законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный учас­ток, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения - это кон­кретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение меже­вых знаков, самовольный захват участка и т.д.).

Субъекты земельного правонарушения - ими являются конкретные физические или юридические лица - правообладатели земли, ко­торые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руково­дящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и "сторонние" физи­ческие и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составля­ет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т.е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности, таков элементный состав земельного правонарушения. При ре­шении вопроса о привлечении к конкретной ответственности это надо знать и правильно применять, исполнять всем, кого это касается.

При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установлен­ные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности наличие закона, правовой нормы, которыми предус­мотрен тот или иной вид преступления.

24.Возмещение вреда, причиненного правонарушением.

Вред и убытки, причиненные нарушением норм земельного права, могут нести практически все участники правоотношений, т.е. государство, муниципальные образования, физические или юридические лица.

Существует 2 основных способа возмещения вреда - реальное (ст.76 ЗК РФ) путем восстановления физических и химических характеристик земель, либо в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель (ст.61 ЗК).

Основные принципы возмещения вреда отражены в ГК РФ: 1) вред должен быть реальным; 2) обязанность причинителя вреда выплатить компенсацию, в том числе и сверх возмещения вреда; 3) вред подлежит возмещению в полном объеме; 4) судом могут быть назначены ограничения или запреты на деятельность физических или юридических лиц, причинивших вред, с целью дальнейшего исключения причинения вреда; 5) предусмотрены особые условия по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1064, 1065, 1079 ГК РФ; 6) по решению суда вред может быть полностью аннулирован, в том числе случаях, если он возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Как убытки, так и упущенная выгода возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются на них права.

По общим правилам убытки возмещаются в случаях: 1) изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) реквизиции земельного участка; 3) ограничения прав землеобладателей в особых зонах (носит, как правило, фиксированно-компенсационный характер); 4) изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе участка из состава земель одной категории в другую без согласования с землеобладателем; 5) возмещение убытков в случае незаконных действий.

Еще одна разновидность гражданско-правовой ответственности предусматривает исполнение обязанности в натуре, например, восстановление деградированных или нарушенных почв, возведение снесенных зданий и строений, устранение иных правонарушений в сфере землепользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: