Функциональная автономия мотивов. – то же,что и сдвиг мотива на цель
1. Круговая реакция. Ребенок все время бросает предмет, а родитель его поднимает.
2. Мотивационная персеверация. Незавершенные действия.
3. Условные рефлексы, не требующие подкрепления.
4. Ритм. Питание трижды в день.
5. Неврозы. Считается, что феномены, именуемые обычно «симптомами» невроза, в действительности представляют вступают в права как независимые мотивационные системы.
6. Отношение между способностями и интересом. Человеку нравится делать то, что у него хорошо получается. Пример со студентом.. Исходные мотивы полностью утеряны. То, что было средством, ведущим к цели, становится собственно целью.
7. Приобретенные побуждения в противопоставлении инстинктам. Если можно продемонстрировать, что некий мнимый инстинкт на самом деле не врожден, а приобретен, эта демонстрация выступает как свидетельство в пользу функциональной автономии. Материнское поведение, стадное чувство, любопытство, мастерство и т.д. имеют стойкость и непреодолимую силу, присущие инстинктам. Если это не инстинкты, то они должны быть автономными образованиями со столь же динамическим характером, какой приписывается инстинктам.
|
|
8. Динамический характер личных ценностей. Как только система интересов сформирована, она не только создает некоторое напряженное состояние, которое легко актуализируется и приводит к внешне наблюдаемому поведению, удовлетворяющему интерес. Она действует также как неявный посредник, который определяет избирательность восприятия и поведения. Возьмем людей с явно выраженным эстетическим интересом. Эксперименты с использованием теста словесных ассоциаций показали, что такие люди отвечают быстрее на стимулы-слова, связанные с их интересами, чем на нейтральные слова.
К. Левин.
Конфликт мотивов.
1. Первый тип к. м. – ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ, НО ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ буриданова осла.
2. Второй тип к. м. НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ, выбор «из двух зол меньшего»
3. Третий тип конфликта – ОДНА ЦЕЛЬ, имеет ПЛЮСЫ и МИНУСЫ = Внутренняя борьба