Отрицает промежуточные переменные. Недостаток схемы S→R видит в недоучёте роли реакции в поведении.
Идея обратной связи в построении поведения: два типа поведения:
· Респондентное (отвечающее); условные, безусловные рефлексы.
· Оперантное (произвольное); правильные реакции закрепляются после метода проб и ошибок. В этом типе поведения большую роль играет подкрепление.
Типы подкрепления:
1) Положительная (добавление хорошего: еда, тепло, живём! J);
2) Отрицательное (добавление плохого: ток, яркий свет L);
3) Условное (как условный рефлекс: биологически нейтральный стимул становится значимым K);
4) Генерализованное (обобщённое): подкрепляется не какая-то потребность, но обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.
ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ - все формы психической жизни человека: восприятие, внимания, мышление. Восприятие, по его мнению, – особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением его является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввёл понятие «символическое подкрепление» и описывал социум как систему символических подкреплений.
|
|
Модель научения: реакция → положительное подкрепление → усиление реакции.
Эксперименты: например, ток какого напряжения сможет терпеть крыса, если хочет есть.
Законы
1) Закон градиента приближения: меняется сила мотива по мере приблидения мотива. К крысе прицеплена пружина, по мере ее растяжения можно определить ее скорость. По мере приближения к привлекательному для нее объекта скорость передвижения крысы увеличивается.
2) Градиент избегания. Чем ближе крыса к неприятному для нее объекты, тем быстрее она старается отдалиться от нее
3)Йеркса-Додсона – оптимума мотивации
При этом изучается ненаправленная активность, но это неестественно. За это и ругали бихевиористов. Также не учитывалась в опытах специфика человеческой психики.
Критика бихевиоризма:
1) Не существует простой реакции (в ней принимают участие привычки, опыт), т.к. в момент R на организм не действует один изолированный S.
2) Поведение не укладывается в формулу S-R, ибо один и тот же стимул может вызывать различные реакции.
3) Может быть реакция без какого-либо стимула, тогда причиной реакции является побудительные силы (drives):
Необихевиоризм ( S→O→R )
1) Не существует простой реакции R на стимул S. Реакция очень сложна так как на неё помимо стимула влияют:
• Прошлый опыт (видовой);
• Привычки (личный опыт);
• Вся сложившаяся динамическая система поведения.
• Когнитивная карта - система связей образов ситуации с целями живого существа.
|
|
2) Поведение не укладывается в схему S→R; необходимо вводить какие-либо дополнительные «промежуточные переменные».
3) Внутренние силы, которые определяют поведение закреплены в психике в виде потребностей, устремлении. Поэтому на аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НЕБИХЕВИОРИЗМА:
1) Толмен: когнитивный бихевиоризм.
2) Халл: гипотетико-дедуктивная концепция.
Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.
При изучении мотивации выделяют два аспекта:
1) Направленность (активная, длительная и избирательная).
2) Динамика (изменяющееся во времени усиление или ослабление).
Мотивация является объяснением того, как осуществляется поведение и почему именно так (через мотивы, потребности и т.д.). Проводились исследования внешей активности организма (говорилось о том, что активность определяет, мотивирует поведение).
Выделялись детерминанты активности: физиологические циклы (например, половые - Рихтер) и эмоциональные состояния (неуверенности - Биллингсли).