Ф. Хайека и др.)

Специфические особенности личного сознания определяют ее отличия, но вместе с тем личное сознание формируется под воздействием личных сознаний других людей и т.н. общественного сознания. Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в языке, в художественном творечестве, в науке и философии, в других формах общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, религиозное, экономическое, экологическое. В структуре общественного сознания, наряду с формами, принято различать уровни: обыденный и теоретический, а также их составляющие — общественную психологию и идеологию.

Обыденное сознание — сознание повседневных потребностей людей (эмпирическое сознание). Теоретическое сознание — научные идеи, теории, понятия, законы. Теоретическое сознание может стать обыденным в процессе развития. Общественная психология — массовое сознание, которые непосредственно отражает социальные условия жизни людей (настроения, эмоции, обычаи, убеждения, предрассудки). Идеология — система взглядов, идей, теорий, отражающих социально— экономические условия жизни людей и выражающая коренные интересы определенных социальных групп. Идеология — теоретическое знание, которое вырабатывается специалистами (в отличие от общественной психологии, но общественная психология тоже создается идеологами).

Внутри общественного сознания происходит активное взаимодействие между его уровнями (идеология — психология, теоретическое — обыденное) и формами.

Глобальное же миропредставление П. (принципиально не онтологического характера) выступало в облике теории трех миров: мира физических явлений; мира субъективных (ментальных и психических) состояний сознания; мира объективного содержания мышления и предметов человеческого сознания вне познающего субъекта (подтвердившиеся и не-подтвердившиеся гипотезы, научные теории, материализовавшиеся проекты и непрочитанные никем книги и т.д.). "Мир" у П. — скорее метафора для обозначения существования разнокачественных уровней реальности. "Третий" мир нигде не локализован и относительно автономен, ибо любая теория или идея — первооснова для любых немыслимых для ее авторов следствий (самый первый числовой ряд содержал в себе и геометрию Евклида, и всю воспоследовавшую математику). Этот мир и воздействует на сознание людей, цивилизация есть результат реализации идеальных объектов. Мир первый и мир третий взаимодействуют только через второй мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: