double arrow

Гуманизация и смыслообразование личности

В настоящее время все большее распространение в диагностике и развитии личности получает психосемантический подход. Указанный под­ход ориентируется на семантические составляющие личности (личностные смыслы) и ее окружения. Применение методов, развитых в рамках этого подхода, представляется очень плодо­творным для гуманизации личности.

Гуманизация личности – изменение личностных смыслов, которые начинают включать нравственно значимые образования и гуманистические ориентации.

С точки зрения психосемантического подхода, гуманизация личности представляет собой изменение личностных смыслов (по структуре, содержанию и взаимосвязи), которые начинают включать нравственно значимые образования и гуманистиче­ские ориентации. При этом целью процесса образования стано­вятся формирование и развитие системы личностных смыслов учащихся, гуманистических по сути и адекватных их жизнедея­тельности как “здесь и теперь”, так и в более длительной вре­меннй перспективе.

В этом плане психосемантический подход обладает рядом привлекательных возможностей в аспектах диагностики, коррекции, развития, саморазвития и самоконструирования. Например, при­меняя репертуарные методы диагностики, мы можем выявлять ведущие критерии (конструкты) учащихся, используя которые, они оценивают процесс преподава­ния. Далее необходимо трансформировать эти конструкты в на­правлении, соответствующем будущей профессии учащихся и ее гуманистической направленности.




Подобная процедура трансформации должна осуществляться с учетом наличного репертуара и содержания семантических (смысловых) образований учащихся и сотрудников. Другими словами, необходимо вести преподавание с опорой на имею­щиеся отношения учащихся к учебным предметам и постепенно преобразовывать эти отношения в гуманистически значимом направлении.

Такое преобразование может происходить с помощью системати­чес­кого обращения к конструктам, связанным с личностно и гуманистически значимыми ориентациями. Здесь педагогическая цель – приблизить ведущие критерии оценок уча­щихся к объективно важным для их будущей профессиональной деятельности критериям, наполненным гуманистическим содер­жанием. При этом следует исполь­зовать многообразие источни­ков информации, полифоничность и полисемичность воспри­ятия, разнообразные модальности переживания.



Проиллюстрируем возможности рассматриваемого подхода примерами из психодиагностики. Психодиагностические мето­ды, развитые в рамках этого подхода, являются наиболее про­двинутой сферой его реализации; они первичны для большинства составляющих коррекции и развития личности.

Такие методы обеспечивают возможность выявления ведуще­го “конструкта” развития личности и ее направленности, ис­пользуя основные типы данных: L-, Т- и Q-данные (Мельников, Ямпольский, 1985. С. 8-12). Декларации обследуемого (Q-данные) – лишь ориентир, а критерий – это особенности поведения (L-данные) в конкретной ситуации и содержание потребностно-мотивационной сферы (T-данные).

Применение этих методов позволяет особенно точно диагности­ровать интегральные по своей природе психические феномены и показа­тели (типа уровня понимания и личностного развития, сформирован­ности профессиональной направленности, совместимости и т.п.). На основе информации, полученной с помощью подобных методов, возможны разнообразные виды те­рапии, коррекции и развития личности, ее профессионализация и гуманизация.

Формирование гуманистического отношения к людям и к содержанию собственной профессии можно осуществлять через выявление латентных (скрытых) эмоционально-оценочных ори­ентаций обучающихся. Отметим, что эти ориентации представ­ляют собой некоторые менее структурированные образования (своеобразные “эмо­циональные тональности”), позволяющие передавать эмоциональное отношение, развивать мотивы, на­правленность, потребность в избранной профессии, ее гумани­стическую оформленность.

Как правило, подобные ориентации имеют природу коннотата (эмоционально насыщенных значений, передающих отноше­ние к чему-либо), задающего условия передачи знаний, умений и навыков. Эти образования диффузны, полисемичны, зачастую символически нагружены, а поэтому обеспечивают трансляцию эмоционального отноше­ния к профессиональному зна­нию и особенно к его гуманисти­чес­кой оформленности, пред­ставленной иррационально. Такие ориента­ции обеспечивают, в частности, синтонность (эмоциональный резонанс) общения преподавателя и учащихся. Как и в случае с передачей знаний, умений, навыков, эти ориентации должны выбираться таким образом, чтобы быть близкими к подобным образованиям, имеющимся у обучающихся, и в то же время выступать в каче­стве развивающих.

Профессионализация, гуманизация и личностный рост явля­ются системными процессами, поэтому требуют для диагности­ки, коррекции, развития и самоконструирования привлечения соответствующих, системных и нелинейных процедур. Данные процедуры должны включать различные стороны, уровни, разнообразные модальности возможных проявлений указанных процессов.

Глубинные личностные смыслы являются структурными элемента­ми направленности личности. Их формирование предпо­лагает привлече­ние межмодальных, контекстуальных, систем­ных методов воздействия, в том числе в целях развития и само­развития. Это обусловлено тем, что непосредственное формиро­вание личностных смыслов возможно лишь в кризисные перио­ды развития личности или в моменты состояний, соответствую­щих характеру внешних воздействий на нее.

Развитие совокупности таких личностных смыслов требует системной технологии “осмысленного” образования, опираю­щейся на методы психосемантики. Подобная технология позво­ляет формировать у старших школьников навыки конструиро­вания семантической среды, которая обеспечивала бы развитие профессионально значимых личностных образований. В этой среде могло бы осуществляться компенсирование возможных личностных недостатков. Например, если у преподавателя не­достаточно развита целеустремленность, то он может подбирать из своего профессионального окружения людей более целена­правленных, чем он, и вследствие системности процесса общения приобретать профессионально важные качества. Опережающее конструирование физической и социальной среды, трансформа­ция личностных смыслов через личностно значимое общение и подобные приемы и методы позволяют изменять поведение и личность субъектов образования в заданном направлении.

Важной задачей развития личности является формирование у нее гуманистического измерения. Подобную задачу может ре­шить гуманистическое образование, основным методом которо­го является системный диалог. Такой диалог призван задейство­вать различные уровни, аспекты и модальности личности пре­подавателя и учащихся, по форме он плюралистичен, полимодален и в определенном плане иерархичен.






Сейчас читают про: