Разностороннее развитие личности

Гармоничное развитие личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Развитие таких образований означает появление их многообразия, иерархичности, повышение степени содержательности. Они начи­нают соответствовать различным сферам человеческой жизнедея­тельности, что, разумеется, не исключает выделения личностью че­го-либо одного, наиболее значимого для себя.

Разностороннее развитие способностей означает, что человек успешен не только в одной, узко специальной деятельности. Ему могут быть доступны разные сферы деятельности. Для та­кого человека должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способнос­тей (технических, изобразитель­ных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно вы­сокого общего уровня развития.

Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может и должна им дать.

Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление гармонично развитого человека связано с формирова­нием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминирова­нием высших уровней над низшими. Уровень моти­вов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких лю­дей, коллектива, общества – вплоть до общечеловеческих уни­версальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нару­шает ее гармонии, так как сложность, множественность интере­сов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечива­ют многообразие связей с миром, общую устойчивость. Напро­тив, простота личности (наличие единственной цели, погружен­ность в одну деятельность, сужение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности.

Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отно­шений различных личностных образований (потребностей, мо­тивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, при­родного и духовного уровней (Фридман, Кулагина, 1991).

Цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов, мак­симально развить те способности, которые создают доминирую­щую направлен­ность его личности, придают смысл всей его жизнедеятельности.

Гармоничность личности достигается только тогда, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто неосознаваемыми даже им самим желаниями. Мотивирующая сила таких бессознатель­ных образований настолько велика, что в условиях противоре­чия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возни­кающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Для такой личности характерны различные нарушения эмоциональ­ной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричин­ные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватности самооценки и уровня притязаний. Психокоррекционный и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высокоэмпатийных отношений; использование интенсивного социаль­ного одобрения (“поглаживания”) и т.п.

С возрастом у некоторых детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать “пороки в добродетели”, т.е. относятся к своим отрицательным особенностям, как к ценным. В этих случаях “рассогласованность” между сознанием и поведением остается: у таких детей постоян­но возникают конфликты с окружающими людьми, появляются сомнения и чувство неудовлетворен­ности, связанное с кажу­щейся недооценкой значимости их личности. Другие дети про­должают сознательно принимать усвоенные ими нравственные ценности, которые, пребывая в конфликте с особенностя­ми их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний раз­лад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аф­фектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с ок­ружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди соци­ально неадаптированные, склонные к преступлениям.

Люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью “на себя”. Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой; люди с расщепленной личностью, у кото­рых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.

Доминирование той или иной мотивации может быть раз­личным на сознательном и неосознанном уровнях. В итоге мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно разди­раемой внутренними конфликтами. Такого рода конфликты протекают особенно интенсивно при наличии определенных ус­ловий, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удов­летворение каких-либо глубоких и активных мотивов, а также отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противо­речию между различными моти­вами и отношениями личности или между возможностями и стремлениями ее. Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спон­танно, они прежде всего обусловлены внешней ситуаци­ей, ис­торией становления личности, ее психофизиологической орга­низацией.

Еще одним условием психологического конфликта может яв­ляться субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возни­кает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили данный конфликт. Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складывается новое отношение к объективной ситуации, породив­шей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта представляют собой ост­рую форму развития личности. В психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения лично­сти, изменяется сама структура личности. Более того, внутрен­ний конфликт представляет собой необходимое условие разви­тия самосознания личности.

Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может являться феномен “смыслового барьера”. Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, воздействуя на ребенка, не учитывает или не считается с нали­чием у него активно действующих в это время потребностей и стремлений. В результате у ребенка возникает конфликт между его непосредственным устремлением и желанием выполнить то, что требует от него взрослый. Часто ребенок не способен созна­тельно уступить определенному желанию взрослого, и тогда у него возникает особая защитная реакция: он как бы перестает слышать и понимать предъявляемое ему требование, хотя на са­мом деле он просто не воспринимает смысла адресованных ему слов. Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к конкретному человеку независимо от того, какие требования он предъявляет, и по отношению к конкретному требованию неза­висимо от того, кто предъявляет его.

Смысловой барьер по отношению к конкретному человеку формируется обычно в результате таких действий взрослого (учителя, родителя), которые вызывают конфликт с ребенком: когда взрослый не учитывает подлинные мотивы поведения ре­бенка или приписывает ему мотивы, которых у ребенка в дейст­вительности нет.

Такой барьер может возникнуть и в том случае, когда учитель объективно прав, а ученик не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения. Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сам ребенок понимает причи­ну своего поступка. При этом важно соблюдать доброжелатель­ность по отношению к ребенку, необходим дружеский разговор двух людей, заинтересованных в том, чтобы совместно найти при­чины конфликта и попытаться устранить их.

Во избежание образования смыслового барьера не следует без конца повторять одни и те же требования, упреки, на которые ребенок не реагирует. Требование будет воспри­нято и возымеет действие в том случае, если оно будет соответство­вать внутренней позиции ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: