double arrow

Лекция 6. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СУБЪЕКТ

Человек представляет собой единство биологической и социальной природы. Как и все живое, он рождается и умирает, добывает себе пропитание, обустраивает свое жилище, оставляет после себя потомство. Но в отличие от животных, для человека характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), в котором участвуют не только ныне живущие, но и ушедшие поколения. Это взаимодействие (культура) и определяет собой формы и способы жизнедеятельности (то есть социальные, экономические, семейные, политические религиозные и проч. отношения) человека. Представители разных социологических школ по-разному определяют соотношение биологического и социального в человеке (например, с точки зрения социал-дарвинизма жизнь человека определяют факторы биологической жизни: борьба за существование, естественный отбор и т.д., а с позиций марксистской социологии конкуренция и вражда между людьми порождаются социальными отношениями, поэтому при определенном общественном устройстве они могут исчезнуть).

Человек – общее, родовое понятие. Им обозначается каждый, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами. Индивид понимается как единичный конкретный человек. Индивидуальность определяют как социальную неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды и отличает одного индивида от другого.




Понятие личность подчеркивает неприродную сущность человека и индивида и означает субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

В социологии личность определяется двояко:

1) это системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении,

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

На формирование личности оказывают влияние следующие факторы (по С.С. Фролову):

1. биологическая наследственность

2. физическое окружение (климатические условия, природные ресурсы)

3. культура

4. групповой опыт (окружающие люди)

5. уникальный индивидуальный опыт

1) Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.



2) Физическое окружение. Некоторые исследователи (Аристотель, Гиппократ, Г.В.Плеханов, Л.Н.Гумилев) считали, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климатических, географических особенностях и природных ресурсах.

Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.В связи с этим можно сказать,что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

3) Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт приме нения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране.

4) Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями.

5) Уникальный индивидуальный опыт. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологический фактор, физическое окружение и культура, но главными, по мнению социологов, все-таки являются групповой и уникальный индивидуальный опыт.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Выделяют следующие этапы социализации:

1. Первичная социализация или этап адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Этап индивидуализации (подростковый возраст – появляется желание выделить себя среди других).

3. Этап интеграции (попытка найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).

4. Трудовой этап – весь период зрелости человека, его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовой этап – рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его другим поколениям.

Учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, называются институтами социализации, а люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей – агентами социализации.

Социализация проходит стадии, совпадающие с жизненными циклами человека (поступление в вуз, создание семьи, выбор профессии и трудоустройство, служба в армии, выход на пенсию). Каждый раз, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведение называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведение называется ресоциализацией.

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что разрушает нравственные основы личности, а ресоциализация оказывается поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с нею сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы и колонии, психиатрические лечебницы, а иногда – и проходящие службу в армии.

Ирвинг Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

- изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.д.),

- постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает и т.д.,

- утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (спецформа вместо гражданской одежды),

- переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: заключенный, больной,

- замена старой обстановки на новую, обезличенную,

- отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым,

- утрата свободы действий.

Теории личности

Для определения того, что же движет человеком во время процесса социализации, используют теории жизненной мотивации личности. Самая распространенная из них – теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

Он делит все потребности человека на пять основных категорий:

- физиологические (витальные) – в пище, дыхании, физических движениях, воспроизводстве людей, одежде, отдыхе,

- экзистенциальные потребности (или потребности в безопасности существования). Они бывают физические и экономические. Физические – потребности в сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. В обобщенном виде можно сказать, что речь идет об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном порядке, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономические потребности обретаются в сфере труда: гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок),

- социальные потребности: потребность в дружбе и привязанности, принадлежности к группе, общении, участии в формальной и неформальной организации, заботе о другом и внимании к себе,

- престижные потребности – потребность в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, достижениях, высоком статусе, независимости и признании. Их еще называют потребностями в оценке или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя,

- духовные потребности – потребности в самовыражении через творчество.

Физиологические и экзистенциальные потребности принято называть первичными (врожденными), а социальные, престижные и духовные – вторичными (социально приобретенными).

Согласно теории Маслоу, только неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его предпринимать действия, необходимые для ее удовлетворения. Интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом.

Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие – в неодинаковой степени. С социальной точки зрения человека гораздо меньше характеризуют предпочтения в пище, нежели способы удовлетворения потребности в общении, например, в выборе друзей и круга знакомых. Высшие потребности выступают средством дифференциации людей. Кроме того, они в большей степени, чем другие потребности, влияют на формирование личности человека.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули предложил теорию «зеркального Я».

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. В соответствии с учением Ч. Кули личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид (1865 – 1931) разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степенидополняющая и развивающая теорию зеркального Я. "Обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальныйЯ-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Ролевая концепция личности возникла в американской психологии в 30-х годах ХХ в (Дж.Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т.Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываться друг с другом, что приводит к возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить часто описываемый конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием «межличностная роль». Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т.д. Зачастую человек вынужден учитывать в своем поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, а на несколько групп сразу.

Концепция личности З.Фрейдарассматривает человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж.Хоманс). Поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизирующе. Но каждый человек стремится избегать наказаний и получить поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция «хороших», т.е. желаемых действий.

Теория самоактуализации К.Роджерса гласит, что всякий человек наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает способностью решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Эта способность, однако, может развиваться только в контексте социальных отношений.

Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного «Я» , будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми. Роджерс называет эту систему представлений «реальным Я».

Человек, кроме того, склонен видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей («идеальное Я»). К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Согласно концепции Роджерса, «реальное Я» человека чаще всего сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его поступкам.

Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Раз­вернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В самом широком смысле социальный статус — это пози­ция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где за­нимает соответствующие позиции, у него не один, а несколь­ко статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного поло­жения, образования, профессии, должности, характера вы­полняемой работы, религиозности и т.д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном набо­ре выделяют главный (интегральный) статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус свя­зан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знако­мых, манеру поведения и т.д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписаннымназывается статус, который индивид получает от рожде­ния независимо от своей воли и желания. Такой статус опре­деляется полом, национальностью, этническим происхож­дением, местом рождения, системой родства и т.д. Достигну­тымназывается статус, приобретенный бла­годаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные реше­ния. Смешанный статус сочетает черты предписанно­го и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, без­работного и др.). Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном об­ществе преобладали предписанные статусы, которые и опре­деляли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, сти­мулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.

От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в обще­ственно-политической иерархии и в то же время быть аутсай­дером на спортивной площадке. И наоборот, человек, не буду­чи руководителем, может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.

Также различают естественный статус (предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека – мужчины и женщины; детство, юность, зрелость, старость и др.) и профессионально-должностной (в котором фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение).

Статусный портрет человека включает совокупность всех статусов, присущих человеку в определенный период его жизни. Как правило, постоянные статусы (пол, раса, национальность) не изменяются в течение жизни, а достигаемые могут появляться, изменяться или исчезать (религиозные статусы, территориальные, профессиональные, политические, экономические и т.д.). Кроме этого, в статусный портрет включаются эпизодические статусы, присущие человеку временно (например, пассажир в транспорте; находящийся в очереди; посетитель ресторана и др.).

С помощью статусов регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем поведении и облике – одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности – установках, ценностных ориентациях, мотивах.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием со­циальной роли. Социальная рольэто модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социально­го взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое по­ведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Между статусом и ролью существует важное промежуточ­ное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обще­ством или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а не­сколько ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

Таким образом, социальная роль — это своеобразный обра­зец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ро­левые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приво­дит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к воз­никновению между ними противоречий и конфликтных отноше­ний. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

внутриролевые конфликты — это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обра­щение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

межролевые конфликты — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

личностно-ролевые конфликты — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли сво­бодны от внутренних напряжений и конфликтов, которые неред­ко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защит­ных психологических механизмов («рационализация ролей» — перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ро­лей», предполагающее «выключение» из сознания индивида не­желательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.






Сейчас читают про: