Принцип сохранения имиджа Стивена Левинсона и Пенелопы Браун

Говорящий в процессе коммуникации должен вербально поддерживать как позитивную, так и негативную составляющие имиджа партнера.У человека есть потребность в социальном признании. Позитивная составляющая имиджа - стремление партнера к сближению с говорящим, желание быть уважаемым, получать одобрение остальных участников коммуникации. Негативная составляюшая имиджа – стремление партнера к независимости и дистанцированию от говорящего, требования, касающиеся свободы действий в коммуникации. Вербальная поддержка позитивной составляющей имиджа - позитивная вежливость. Дружеское отношение к партнеру, подчеркивание близости, общности участников общения. Вербальная поддержка негативной составляющей имиджа – негативная вежливость. Уважение независимости партнера, подчеркивание дистанции между участниками общения. Левинсон и Браун вводят понятие речевых актов, угрожающих имиджу. Вежливость понимается как способ минимизации угрозы имиджу в этих речевых актах. Речевое поведение, угрожающее позитивной составляющей имиджа собеседника: отрицательная оценка поступков или мнений человека; игнорирование достоинства человека. Речевое поведение, угрожающее негативной составляющей имиджа собеседника: предопределение будущего действия этого человека; вовлечение человека в долг; выражение желания что-либо получить от человека в будущем. В тех речевых ситуациях, в которых возникает необходимость защитить имидж, действуют принципы вежливости и сохранения имиджа, беря верх над принципом кооперации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: