Обязательства по статье 10

1. Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающие обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Ст 10. Лекция
Право на свободу выражения своего мнения. Социальные сети. Любая инфа, которая создает чувство дискомфорта. Пресса - сторожевой пес. Пресса контролирует государство. Значит пресса гарантирует и другие права ЕКПЧ. 8 ограничений. Социальные и политические дебаты - вмешательство только в самых необходимых случаях. Художественное выражение. Коммерческая речь. Hate speech. Гербсилд против Дании.
1) Качество, в котором выступает лицо. Журналисты могут использовать провокации и преувеличения.
2) затрагиваемая тема, ее общественный интерес.
3) в отношении кого распространяется инфа. Чем публичнее фигура, тем больше защита.
4) форма и оттенки выражения - можно прямо сказать, предположения, версия
5) строгость наказания. Chilling effect.
Статья 10 Конвенции провозглашает право на свободу выражения (freedom of expression).

Для средств массовой информации особый интерес представляют решения Европейского суда по следующим знаковым делам:

· HANDYSIDE v. THE UNITED KINGDOM от 07/12/1976 (опубл. в Series A-24) (объяснение термина "ограничение, необходимое в демократическом обществе" в смысле параграфа 2 статьи 10 Конвенции; роль установленного статьей 10 права на свободу самовыражения в качестве одной из необходимых основ демократического общества; применимость ст. 10 к распространению не только положительных или нейтральных идей и информации, но и идей шокирующих, оскорбительных или вызывающих беспокойство);

· THE SUNDAY TIMES v. THE UNITED KINGDOM от 26/04/1979 (опубл. в Series A-30) (объяснение термина " ограничение, установленное законом" в смысле параграфа 2 статьи 10 Конвенции; разъяснение обязанности прессы распространять информацию и идеи по политическим и прочим вопросам, представляющим общественный интерес);

· LINGENS v. AUSTRIA от 08/07/1986 (опубл. в Series A-103) (пределы приемлемой критики по отношению к политику шире, чем по отношению к частному лицу; разграничение фактов и мнений);

· OBERSCHLICK v. AUSTRIA от 23/05/1991 (опубл. в Series A-204) (разъяснение вопроса о том, почему свобода политических дебатов позволяет прессе самостоятельно определять форму критики в отношении политиков);

· OBSERVER AND GUARDIAN v. THE UNITED KINGDOM от 26/11/1991 (опубл. в Series A-216) (определение критериев неправомерности запрета на опубликование конфиденциальной информации);

· THE SUNDAY TIMES v. THE UNITED KINGDOM (No. 2) от 26/11/1991 (опубл. в Series A-217) (определение критериев неправомерности запрета на опубликование конфиденциальной информации);

· CASTELLS v. SPAIN от 23/04/1992 (опубл. в Series A-236) (пределы приемлемой критики по отношению к правительству и его деятельности шире, чем по отношению к политику, и тем более частному лицу);

· THORGEIR THORGEIRSON v. ICELAND от 25/06/1992 (опубл. в Series A-239) (право на несущественную, в контексте всего материала, ошибку, в случае, если материал касается темы, представляющей общественный интерес);

· CASADO COCA v. SPAIN от 24/02/1994 (опубл. в Series A285-A) (статья 10 гарантирует право на свободу самовыражения вне зависимости от (коммерческого) характера цели, которую преследовал распространитель);

· JERSILD v. DENMARK от 23/09/1994 (опубл. в Series A-298) (журналист вправе дать публике представление об экстремистских взглядах, проповедуемых определенной частью демократического общества, постольку поскольку такое информирование преследует общественный интерес);

· PRAGER AND OBERSCHLICK v. AUSTRIA от 26/04/1995 (опубл. в Series A-313) (свобода самовыражения включает в себя и право журналиста прибегнуть к некоторой степени преувеличения);

· TOLSTOY MILOSLAVSKY v. THE UNITED KINGDOM от 13/07/1995 (опубл в Series A316-B) (наложение штрафа, превышающего миллион ф.ст., за публикацию клеветы является ограничением, несоразмерным целям, установленным ст. 10);

· GOODWIN v. THE UNITED KINGDOM от 27/03/1996 (опубл. в Reports 1996-II) (обоснование права журналиста, в том числе практиканта, на защиту источников информации);

· DE HAES AND GIJSELS v. BELGIUM от 24/02/1997 (опубл. в Reports 1997-I) (признание за главным редактором еженедельного журнала права на защиту источников информации наравне с обычным журналистом);

· OBERSCHLICK v. AUSTRIA (No. 2) от 01/07/1997 (опубл. в Reports 1997-IV) (свобода самовыражения включает в себя право журналиста на употребление оскорбительных эпитетов в отношении оппонента, если поведение последнего явно провоцирует к этому, а употребление эпитета необходимо для придания большего общественного резонанса теме, представляющей общественный интерес);

· DALBAN v. ROMANIA от 28/09/1999 (наложение наказания за клевету в виде лишения свободы и лишение права заниматься журналистской деятельностью являются ограничениями, несоразмерными целям, установленным ст. 10).

Решение по делу Гринберг против России от 21 июля 2005 года. В данном решении впервые в отношении России было установлено нарушение статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - право на свободу выражения мнения. Заявитель, чья статья о выборах Губернатора Ульяновской области была опубликована в газете, был привлечен к гражданско-правовой ответственности: вновь избранный губернатор области Шаманов подал к заявителю иск о защите чести, достоинства и деловой репутации и потребовал признать порочащими сведения, содержащиеся в статье, опубликованной заявителем. Районным судом по данному делу было установлено, что "…утверждение о том, что у истца нет ни стыда, ни совести, опубликованное в статье(заявителя)…ложные и ущемляют честь, достоинство и деловую репутацию Шаманова", в результате чего заявитель был признан распространившим ложные сведения, порочащие честь и достоинство, и с него в судебном порядке была взыскана компенсация морального вреда в пользу Шаманова. Вывод: причиной появления в Европейском суде по правам человека и признания нарушения стало неприменение российскими судебными органами прецедентной практики Европейского суда по вопросам свободы выражения мнения, поскольку именно в практике Европейского суда по правам человека, которая была доступна и российским судам, детально разработана аргументация отличия мнения как оценочного суждения от фактического утверждения, а также логика рассуждения Европейского суда, когда он устанавливал нарушение статьи 10 Конвенции в связи с вмешательством в свободу выражения мнения.

В России свобода информации закреплена в Конституции РФ, в главе, посвящённой правам и свободам человека и гражданина. Соответствующее конституционное право закреплено в ч.4 ст.29 Конституции. Вся статья закрепляет следующее:

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Таким образом, свобода информации закрепляется как право совершать определённые действия в отношении информации, а именно: искать, получать, передавать, производить и распространять. Можно отметить, что этот перечень шире представленного в Европейской конвенции, поскольку включает также право искать, передавать и производить, однако, представляется, что эти действия в конкретном контексте всегда могут быть сведены либо к «получению», либо к «распространению» [13] информации. «Законный способ», очевидно, включает в себя соблюдение требований, установленных в ч.3 ст. 55 Конституции, иное толкование обесценивало бы закрепление данного права в качестве конституционного. Отдельно указывается свобода массовой информации (в Законе РФ «О средствах массовой информации» понятие «массовая информация» определяется как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы», то есть через форму выражения и круг лиц, среди которых предполагается распространение информации).

Кроме того, следует обратить внимание на закреплённое в ст. 42 право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,которое представляет интерес в рамках данной темы в качестве частного случая права на получение информации, гарантируемого обязанностью государства такую информацию предоставить.

Иные нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с информацией, можно определить как «информационное законодательство»[14]. Однако в рамках данной темы нам будут интересны только те нормы, которые устанавливают законодательные ограничения свободы информации, а также законодательство о СМИ, в части установление гарантий свободы массовой информации.

30) Факторы, влияющие на определение того, насколько вмешательство в свободу выражения своего мнения является необходимым в демократическом обществе согласно статье 10 ЕКПЧ.

Ст. 10 конвенции защищает любую информацию в том числе ту, которая шокирует, поражает, провоцирует чувство дискомфорта.

Свобода самовыражения составляет одну из фундаментальных основ демократического общества, является важным условием его развития и расцвета личности каждого. Это справедливо не только по отношению к информации или идеям, которые встречают благосклонный прием или рассматриваются как безобидные, но также и к тем, которые оскорбляют, шокируют, или беспокоят. Таковы требования плюрализма, терпимости и широты взглядов, без которых нет демократического общества. Отсюда следует что ограничения свободы выражения мнения, предусмотренные п.2 ст. 10 подлежат узкому толкованию, а необходимость вмешательства государства должна быть убедительно обоснована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: