Вопрос 16. Концепция воспитания в современной России

Утверждение принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. прошедшего века.
Поворот наметился уже в середине 80-х гг., в движении группы педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названных новаторами.
В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, гуманизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, которое считается главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих возможностей. В 20 в. Идеи гуманизма объединили многих интеллектуалов Европы и всего мира, что обусловило создание мировых и национальных гуманистических движений, организаций, проведений конференций и другую деятельность.
Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в России имеется целый ряд условий и источников. А именно:
--- социально-экономические и культурные условия в стране;
--- история отечественного образования и культуры;
--- опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий;
---общее поступательное движение образования от принуждающей школы к свободной.
Как уже сказано, цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое желание учёных и педагогов либерального направления уйти от бывшей советской «педагогики насилия». И есть научные материалы, учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции. Так, в законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формулировки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования» есть также непрямые указания на цели воспитания в стране.
В педагогическом литературе есть попытки обосновать систему целей воспитания на текущий период и перспективу. Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обществе ценностях. В последнии годы наиболее серьёзный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Взгляд на воспитание, стоящий в данной книге, свидетельствует о стремлении оставить за воспитателем, за обществом, за теми, кто работает с детьми молодёжью, право руководить воспитательным процессом, не отдавая это дело средствам массовой информации.
Сегодня в России ещё не сложилась внятно сформулированная и разделяемая большинством концепция воспитания. Конечно, научные споры- процесс нескончаемый и естественный, но для практики воспитания, развития образования и для развития всего общества необходимо иметь более или менее чёткие представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: