4.3 Экскурсия: сущность, понятие и виды экскурсий:
Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью
К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит.
Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при ее проведении экскурсионного метода, т.е. единства показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа
все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
• по содержанию;
экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические, в свою очередь:
- исторические;
- историко-революционные;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные.
• по составу участников; экскурсии подразделяются следующим образом:
- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);
- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);
- для местных жителей;
- для иногородних;
- для иностранцев.
• по месту проведения;
- городские;
- загородные;
- производственные;
- музейные;
- в культовых сооружениях и монастырях.
• по способу передвижения; на пешеходные, транспортные и комбинированные.
• по форме проведения.
- обычные экскурсии;
- учебные;
- экскурсии-массовки;
- экскурсии-прогулки;
- экскурсии-концерты.
Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии
- протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;
- наличие экскурсионной группы (15 - 30 человек);
- наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода!
- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
- знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;
- четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.
БИЛЕТ 5
Планирование как функция менеджмента в туризме.
Планирование - это непрерывный процесс определения средств по достижению сроков и последовательности действий, распределения управленческих ресурсов Его задачами являются:
- обеспечение целенаправленного развития организации;
- координация деятельности структурных подразделений и работников;
- создание базы эффективного контроля и оценки;
- мотивация трудовой деятельности;
- информационное обеспечение членов трудовых коллективов
Различают перспективное (стратегическое), тактическое (средне-срочное) и оперативное (текущее) планирование
Планирование управления туристической деятельностью начинается с процесса стратегического планирования - разработке стратегических планов, программ
Для конкретного туристического региона прежде всего определяется его конкурентная способность и формулируется туристический образ Туристический образ региона оценивается по таким критериям, как гостеприимство, я качество услуг, имидж, наличие возможностей для активного отдыха, развитие транспортной инфраструктуры, соответствие качества услуг цене и др. Каждый критерий оценивается для конкр етного региона, и ему присваивается определенный количественное выражение В результате можно наглядно оценить преимущества и недостатки туристического региона и предложить пути и методы его совершенствованияння.По сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны сделать ее сотрудники для их достижения План - это сложная социально-экономическая модель будущего ього состояния предприятия Важное место в этой модели занимают стадии процесса планирования, которые имеют универсальный характерр:
- постановка задач планирования;
- разработка плана;
- реализация планового задания
Стратегический план туристической компании (на 5 лет и более) является ориентиром для принятия решений на низших уровнях Процесс стратегического планирования охватывает восемь этапов:
• определение миссии;
• анализ внешней среды;
• анализ внутренней среды (преимуществ и недостатков);
• формулирование целей и задач;
• выбор стратегии (способов, путей достижения цели);
• разработка планов (программ);
• реализация планов (программ);
• контроль и оценка результатов
Эффективность планирования как функции управления зависит от того, каким критериям (руководящими правилами) пользуются при его реализации:
- полнота планирования характеризует полноту учета всех событий и ситуаций, которые могут повлиять на деятельность турфирмы;
- точность планирования предполагает использование современных методов и средств, которые обеспечивают точность прогнозов;
- ясность (понятность) планирование характеризует простоту и четкость в формулировании целей и способов планирования;
- непрерывность планирования определяется постоянным характером целеполагания, в т ч путем уточнения, пересмотра, корректировки определенных ориентиров развития турфирмы;
- экономичность планирования предполагает сопоставимость затрат на планирование с удобствами, которые от него предусмотрено получить
Современный менеджмент предусматривает несколько эффективных методов планирования, которые позволяют решать как количественные, так и качественные вопросы планирования:
- бюджетный метод используется практически во всех туристических фирмах Его основу составляют описание и характеристика притока и оттока наличности, капитала и других ресурсов, анализ структуры поступлений и и расходов средств на обслуживание туристов Как правило, бухгалтерский баланс любой туристической организации содержит следующую информациюю;
- анализ окупаемости позволяет провести оценку и соотнесение затрат, доходов и амортизации производственных мощностей, рассчитать срок окупаемости затрат и инвестиций, вложенных в бизнес, и спрогнозировать и прибыль Анализ окупаемости осуществляется на основе бизнес-плана, составление которого предшествует реализации любого туристического проекта (создание новой организации, модернизация туристической территории, пр оведення рекламной кампании и т.п.);
- метод оперативного исследования позволяет оценить собственную деятельность с помощью современных моделей разработки и принятия управленческих решений (теория очередей, игр, имитационное моделирование)