Международные договоры об Оружие массового уничтожения

Ядерное оружие

Благодаря неустанным усилиям, мировое сообщество достигло значительного числа многосторонних договоренностей, направленных на сокращение ядерных арсеналов, запрещения их размещения в определенных регионах мира и природных средах (таких как космическое пространство и дно океанов), ограничение его распространения и прекращение его испытаний. Несмотря на эти достижения, ядерное оружие и его распространение остается основной угрозой миру и основной проблемой международного сообщества.

Двусторонние соглашения

Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО, 1972) ограничивает число противоракетных систем Соединенных Штатов и бывшего Советского Союза до одной системы. «Демаркационное» соглашение 1997 года между Соединенными Штатами и Российской Федерацией делает различие между «стратегическими», или противоракетами дальнего радиуса действия, которые по-прежнему запрещены, и «нестратегическими», или противоракетами меньшего радиуса действия, которые не запрещены. Договор не имеет силы с 13 июня 2002 года, когда Соединенные Штаты из него вышли.

Подписанный в 1987 году Соединенными Штатами и Советским Союзом Договор о ядерных силах средней и меньшей дальности ликвидировал целый класс ядерных вооружений, куда входят все наземные баллистические и крылатые ракеты с радиусом действия от 500 до 5500 км. К концу 1996 года все вооружения, намеченные к уничтожению, согласно положениям Договора, были ликвидированы.

В 1991 году советско-американский Договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) установил для каждой стороны к 2001 году потолок в 6000 боеголовок на 1600 развернутых ядерных ракетах дальнего радиуса действия, сократив тем самым уровень накопленных в 1991 году ракет примерно на 30%.

Подписанный в 1992 году Лиссабонский протокол к ОСВ-1 обязал Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан и Украину в качестве государств — преемников Советского Союза выполнять условия Договора ОСВ-1; Беларусь, Казахстан и Украина должны были присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных государств. К 1996 году эти три государства вывели все ядерное вооружение со своих территорий.

Заключенный в 1993 году Договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений (ОСВ-2) обязал обе стороны сократить к 2003 году количество боеголовок на ядерных ракетах дальнего радиуса действия до 3500 единиц для каждой стороны и ликвидировал МБР (межконтинентальные баллистические ракеты) с РГЧ ИН (разделяющиеся головные части индивидуального наведения). Соглашение 1997 года продлевает крайний срок уничтожения пусковых систем — ракетных шахт, бомбардировщиков и подводных лодок — до конца 2007 года.

В 1997 году в Хельсинки было достигнуто соглашение о начале переговоров по ОСВ-3 о дальнейшем сокращении запасов ядерного оружия, как только Договор по ОСВ-2 вступит в силу.

24 мая 2004 года президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, также известный как Московский договор, в котором говорится о согласии ограничить количество стратегических ядерных боезарядов до 1700–2200 единиц. Договор остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон или заменен ранее этого срока последующим соглашением.

63. Международная конференция — временный орган, создаваемый участвующими государствами, призванный обсуждать поставленные перед ним вопросы и принимать согласованные решения.

Используя в качестве обобщающего термин «конференция», мы отдаем дань традиции, поскольку он используется во все меньшем числе случаев. Он прочно сохранился за конференциями, принимающими кодификационные конвенции (например, Венская конференция о дипломатических сношениях 1961 г., Конференция по морскому праву1). Встречи на международном уровне, даже с большим количеством участников, теперь обычно именуются совещаниями (Общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), хотя юридического значения различие в названиях не имеет.

При участии небольшого числа государств правила процедуры упрощены. Конференции с множеством участников принимают весьма детальные правила. Чтобы избежать излишней работы, за основу обычно берутся правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН.

Совещания с немногими участниками ограничиваются выбором председателя и созданием секретариата. Конференции с широким представительством имеют довольно сложную организационную структуру: председатель, комитеты, подкомитеты, рабочие группы, секретариат. Основные организационные вопросы решает генеральный комитет, состоящий из председателя конференции и председателей комитетов. Особый комитет занимается проверкой полномочий. Отметим также редакционный комитет, от которого в значительной мере зависит формулирование принимаемых решений.

Правила процедуры определяют порядок голосования, принятия решений. На совещаниях ограниченного состава решения принимаются единогласно. На широких конференциях процедурные вопросы решаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. Это значит, что отсутствующие и воздержавшиеся не берутся в расчет. Окончательный текст обычно принимают большинством в две трети. Часто используется процедура консенсуса — решение принимается при отсутствии возражающих. Однако при внешнем демократизме такая процедура дает возможность недостаточно заинтересованным в общем решении странам диктовать свою волю большинству.

Решения встреч ограниченного состава обычно оформляются совместным заявлением или коммюнике. Более широкие конференции принимают заключительные акты, содержащие итоги работы и тексты принятых решений. Эти акты подписываются участниками. Подписание акта, содержащего текст принятого договора, означает установление его аутентичности.

Резолюции конференций не являются юридически обязательными, но в силу принципа добросовестности предполагается, что они будут уважаться участниками как морально)политические обязательства. Юридически обязательной силой обладают лишь решения, оформленные в виде договора. Известны случаи, когда положения резолюций конференций приобрели юридическую силу в результате того, что договор обязывал ими руководствоваться1.

Роль конференций и принимаемых ими актов неизменно возрастает. Международное сообщество нуждается во все более активной координации политики государств по глобальным проблемам. Развитие международной жизни требует все более активного нормативного регулирования. Разработка соответствующих договоров занимает много времени. Поэтому на помощь приходят резолюции международных конференций, являющиеся актами «мягкого права». Они быстрее формируются, государства соглашаются с ними легче, чем с жесткими обязательствами по договорам.

Число и объем принятых конференциями актов также постоянно растет. Они определяют цели взаимодействия государств во имя решения общих проблем, устанавливают правила, которым для этого необходимо следовать. В числе таких конференций — Всемирная конференция по правам человека 1993 г., Международная конференция по населению и развитию 1994 г., Всемирная встреча в верхах 1995 г., Четвертая всемирная конференция по женщинам 1995 г., Встреча в верхах НАТО — Россия 2002 г. В сравнительно короткие сроки названные конференции обозначили пути решения широкого круга важнейших проблем экономического, социального и гуманитарного характера.

Резолюции конференций не только непосредственно регулируют отношения государств, но и, координируя их политику, готовят почву для соответствующих правовых норм. Существенно их значение и при толковании последних.

Говоря о роли конференций, нельзя не вспомнить о большой восьмерке промышленно развитых стран (Великобритания, Италия, Канада, Россия, США, Франция, ФРГ). Основная цель ее совещаний — решение глобальных экономических проблем. Кроме того, обсуждаются и политические проблемы: ООН и многостороннее сотрудничество, контроль над вооружениями и разоружение, ситуация в регионах, международный терроризм и др. Восьмерка действует сессионно на постоянной основе.

Число такого рода сессионно действующих конференций растет. Учреждаются они обычно на основе конвенций как органы по их осуществлению. Такая конференция предусмотрена, например, Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г.1 В подобных случаях практически стирается грань между конференцией и постоянно действующим органом.

64. Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет). Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями.

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии. Примечание: Законодательство не каждой страны позволяет создание международных организаций в прямом понимании сущности международной организации. В Латвии, например, согласно статье 5 закона об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из лиц у которых место жительства зарегистрированно в Латвийской Республике. Обойти такой барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации - такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности - когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет международной общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства.

Процедуры признания общественной организации в качестве международной организации не существует - каждая организация объявляет себя национальной или международной положениями своего устава. Международная неправительственная организация соответствует следующим общепринятым критериям:

· цели организации — международного значения;

· деятельность по достижению установленных целей — международного значения;

· государство регистрации выбирается учредителями организации и учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства регистрации;

· членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Международные общественные организации или её представители могут быть наделены статусом наблюдателя или консультативным статусом при международной межправительственной (межгосударственной) организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: