Средневековая философия и ее основные проблемы

Качественно своеобычный этап в истории философии. Она уходит своими корнями в религии единобожия(монотеизма). К таким религиям относятся мусульманство, христианство, иудаизм. Средневековое мышление теоцентрично:реальность, определяющей все сущее, является не природа, а Бог. Стандартная периодизация:5-15 века.

В основе христианского монотеизма лежат 2 важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и философскому мышлению языческого мира: идея творения и откровения. Они связаны тем, что предполагают наличие единого Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда зависимость средневековой философии от теологии, а всех институтов – от церкви.

Первый этап средневековой христианской философии – патристика 2-8 веков. Иногда различают апологетическую и систематическую патристику. Апологетический период дает нам целый ряд мыслителей, которые вели борьбу с гностицизмом(расцветшим во 2в). Второй этап(9-15вв) связан с возникновение схоластики.

С точки зрения средневекового символизма, весь мир наполнен некими таинственными знаками; его следует не исследовать, а "читать". В целом, культура средневековья чтила Текст. Особое место в структуре философии занимала мистика, которая распадалась на ортодоксальное, допускаемое церковью, и множество еретических учений.

В числе основных проблем: соотношение души и тела, веры и разума, теологии и философии. Одной из ключевых оказалась проблема универсалий, в соответствии решения которой сформировались: реализм и номинализм. Важной проблемой стало доказательство бытия божия.

Ведущие формы философствования – комментарий и перевод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: