Натурфилософия и диалектика Возрождения

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософы этой эпохи наследуют идею Фомы Аквинского о том, что Бог проявляет себя в творениях природы, но отличие: Бога не мыслят стоящим над природой, а растворяют Бога в природе. Такое понимание природы служит доказательством о том, что природа самодостаточна, её надо изучать; природа одухотворена (это некий организм в котором всё устроено как в человеке). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.

Николай Кузанский, например, сближает Бога с природой, приписывая ей божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной. Но все же "нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен"; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Т.о., он буквально произвел революцию в астрономии, разрушив космологическую с-му Платона, Аристотеля и утвердив с-мугелиоцентризма. В этом он был прямым предшественником Н.Коперника. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно. Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил идеи о бесконечности природы, гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе "О бесконечности. Вселенной и мирах" он заявлял: "Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве..." Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог - это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало. Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосмосе и его связи с макрокосмом (природой). Человек - часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: