Энциклопедизм философии Аристотеля

По ряду принципиальных вопросов А. расходился с П. и его изречение «Платон мне друг, но истина дороже» отражает принципиальное онтологическое разногласие между ними. А. не согласен с П., что подлинной реальн-ю обладают какие-то бестелесные сущности (небесное царство вечных совершенных идей), а мир вещей – это мир теней. А. как энциклопедически мыслящий ученый, имеющий ярко выраженный научный интерес к миру, не мог не восстановить в правах на подлинное существование материальный мир.

Его философия носит геоцентрический характер(мир разделен на подлунный(земля, вода, воздух, огонь) и надлунный(эфир)). Вместо "вещи и эйдосы" вводит понятие "материи и формы". Материя – это строительный материал, она пассивна. Форма – инстанция, которая преобразовывает материю в конкретную вещь. И сущность – единство всех свойств предмета. Считает, что есть перводвигатель – Бог, который сам остается неподвижным(главная форма!). Человек – единство души и тела(а у Сократа и Платона только душа), т.к. тело тоже важно для человека. Душа и тело в гармонии. Растительная душа: отвечает за питание, рост, размножение. Животная душа: активность, деятельность. Разумная душа: раскрывает меру всех вещей, душа. Человек у Аристотеля – не двуногое без крыльев, а общественно-политическое животное, наделенное разумом(это следствие соц. Образа жизни).

Основатель логики. Логика – наука о принципах, законах, формах мышления (принципы – фундаментальные идеи; законы – связи между субъектами; формы – универсальны, то, в чем мы мыслим).

Фундаментальные законы логики:

1.закон – тождество (нельзя изменять смысл терминов).

2.закон – противоречие (нельзя в одном и том же месте, времени о предмете утверждать и отрицать одно и то же).

3.закон исключенного третьего (можно либо отрицать, либо утверждать).

Впервые дал классификацию категорий(основные формы мышления.10):сущность, место(не пространство), время, кач-во, кол-во, отношение, действие, страдание, обладание, состояние.

Философия у А. включена в его класс-цию наук, более того, она является точкой отсчета в этой класс-ции. «Первая философия», позже названная «метафизикой» (или теология), – это наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего. «Вторая философия» – это «физика», т. е. весь комплекс естес-ых наук. «Первая философия» изучает бытие независимо от конкретного соединения материи с формой, в то время как «вторая философия» изучает эту конкретику. Преимущество «теологии», в том, что она явл.самой ценной из наук, т.к. сущ-ет не как средство, а как цель человеческой жизни и источник наслаждения. Т.о., энциклопедист А. развивает философию и науку в системном единстве относительно самостоятельных областей познания, каждая из кот имеет свой предмет.

Исходя из подлинности бытия мира вещей, Аристотель ставит вопрос о первых причинах бытия каждой вещи. Прежде всего он выделяет четыре причины бытия каждой вещи:

1) материальная – для бытия вещи необходима материя, то, из чего вещь сделана;

2) формальная – необходима форма-идея, которая внутренне организует материю;

3) движущая – необходима деятельность, которая соединит материю с формой;

4) целевая – необходима цель, исходя из кот.будет осуществляться деят-ть, соединяющая материю с формой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: