Теория познания и методология Бэкона

Говорил, что существует не познание ради познания, а ради значения философии в той пользе, которую она приносит человеку. Говорил, что природа покоряется подчинением ей. Цель познания – изучить законы природы. Человек, по Бэкону, слуга природы, а наука опирается на чувственный опыт.

Родоначальник эмпиризма (чувств восприятие и опыт-единственный источник познания). Бэкон, считая задачей Ф. созд-е нов метода науч познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель науч знания в принесении пользы человеческому роду. Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз ”Знание - сила”. Бэкон – пророк и энтузиаст технического прогресса. Он ставит вопрос об организации науки и постановке ее на службу человеку. Эта ориентация на практическое значение знаний сближает его с философами Возрождения (в отличие от схоластов). А наука оценивается по результатам. Основным орудием этого познания являются, согласно Бэкону, чувства, опыт, эксперимент и то, что из них вытекает. Он выделял след виды идолов:

1.рода - присуще всем, даны и определены природой, антропоморфизм природы(отождествление человека и природы)

2.пещеры-заблуж отдел ч, поржд его индивособен-ми

3.площади(рынка), проистек-е от мнения толпы или больш-ва

4.театра-это вера в автори-ты (во мнен ученых, свящ-ков-схоластиков).

Только подвергнув знание строгой пров-ке, м познать истину, являющуюся результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства.

В процессе познания мы должны рефлексировать сам процесс познания, не позволяя идолам сбить нас с толку. Движение мысли должно быть от единичного к общему, таким образом(после этого вывода) Бэкон становится родоначальником индукции. Метод индукции позволяет начать изучать природу и выводить из природы общие законы("все вороны черные", "все люди смертны"). Бэкон исследовал сам механизм индуктивного процесса и выделил 2 вида индукции: полная и неполная(в основном, мы используем этот метод, т.к. изучить всех представителей класса сложно. "минус" – вероятностное знание, которое верно, пока не появится новое знание).

3 пути познания по Бэкону: 1)путь паука – исследователь в отрыве от природы выводит свои знания из себя, своего мышления, не изучаю ничего. Это путь схоластики, теологии. 2)путь муравья – ползучий эмпиризм. Не анализирует, а просто накапливает знания; нет обобщения. 3)путь пчелы – собирание и переработка знаний → получение нового при помощи чувственного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: