Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм

Эмпиризм. Философское направление эмпиризм утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.

Локк разработал эмпирическую теорию познания.Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи.Например, возбуждаемые в уме различными качествами тел: первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент.

Т. Гоббс говорил, что истинное знание может быть только о вещах, предметах, телах. Занимается вопросами социальной философии.

Ф. Бэкон утверждал, что существует не познание ради познания, а ради значения философии в той пользе, которую она приносит человеку. Говорил, что природа покоряется подчинением ей. Цель познания – изучить законы природы. Человек, по Бэкону, слуга природы, а наука опирается на чувственный опыт. Родоначальник эмпиризма.

Рационализм

Для рационализма XVII века, включая Декарта, Спинозу, Лейбница, математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было сомнения.

Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, с другой. В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Говорил, что не нужно доверять органам чувств, все нужно подвергнуть методологическому сомнению. "Я мыслю, следовательно я существую". Критерий истины – ясность и отчетливость мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: