Социальные утопии Возрождения. Томас Мор, Макиавелли, Кампанелла

Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Кампанелла.

Итальянский философ и писатель. Был убежден, что природа должна реконструироваться не по трудам Аристотеля, а изучаться имманентно(остающийся внутри границ возможного опыта). Отстаивал тезис "двойного откровения" – природы и Священного писания. В своей теории метафизики главными первоначалами бытия определял мудрость, мощь и любовь. Свой план преобразования общества изложил в романе-утопии "Город солнца". Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. Личная собственность, чрезмерное богатство и бедность не существуют, т.к. никому не разрешается иметь сверх необходимого. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. Могущество, Мудрость и Любовь — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие».

Макиавелли.

Итальянский мыслитель, государственный деятель. Автор первой нерелигиозной концепции истории, согласно которой общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. Характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. Вdел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимание на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требует так называемые "высшие государственные интересы". Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. Основополагающей особенностью всякого общества полагал жестокую конкуренцию между людьми. По М, именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый соц институт. Его утопия "Государь" - трактат, в котором описываются свойства характера, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

«Всякий видит, чем ты кажешься, не каждый знает, кто ты на самом деле»

Томас Мор.

Английский гуманист, писатель, гос деятель. Автор "Утопии" – книги об идеальном обществе и государстве. Европейскому обществу 16 века с его острыми соц проблемами противопоставлен общественный строй, в котором не существует частной собственности. Должностные лица избираются народом, мужчины и женщины имеют равные права, нет места религиозной нетерпимости и аскетизму(образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание). Государство в лице Сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. Все люди трудятся, и в этом, по мнению Мора, главная причина счастья и изобилия утопийцев. В "Утопии" отражено гуманистическое убеждение в том, что человек рожден для счастья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: