Гос-ва как Sы МП. ПравоSность членов федераций

Гос-ва выступают как основные Sы МП.

ПравоSность гос-ва универсальна. Гос-во приобретает правоSность с момента своего возникновения независимо от воли других Sов, уже существующих на международной арене. Данное свойство гос-в вытекает из самой их сущности как суверенного образования, они являются Sами МП ipso facto, и поэтому называются Sами «первичными».

Гос-во как S МП обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их.

Гос-во обладает исключительным и неотъемлемым свойством - гос-венным суверенитетом. Гос-во осуществляет суверенитет в рамках МП, с учетом уважения суверенитета и интересов других гос-в.

Как суверенное образование гос-во обладает иммунитетом (лат. – льгота, изъятие, неприкосновенность). Гос-во не может осуществлять своей власти в отношении другого гос-ва (par in parem nоn habet imperium равный не имеет власти над равным).

Судебный иммунитет означает, его неподсудность судебным органам другого гос-ва, привлечение его к суду другого гос-ва может осуществляться только с его согласия.

Федеративное гос-во выступает в межгос-венных отношениях как целостный S МП. В ведении федерации в целом находятся высшее представительство и заключение межд-х дог-ров.

Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся: федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; внешняя политика и международные отношения, международные дог-ры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ; оборона и безопасность; определение статуса и защита гос-венной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Подобные положения содержатся в зарубежных конституциях. В Конституции (Основном законе) ФРГ закреплено: «Общие нормы МП являются составной частью права Федерации. Они обладают приоритетом перед законами и непосредственно создают права и обязанности для жителей федеральной территории» (Ст. 25). Согласно Основному закону ФРГ «ведение внешних сношений с иностранными гос-вами принадлежит Федерации» (ч. 1 ст. 32). Конституция США устанавливает, что «настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение ее, и все дог-ры, которые заключены или будут заключены властью Соединенных Штатов, становятся верховным правом страны; и судьи в каждом из штатов обязаны следовать этому праву, каким бы ни были положения Конституции или законов любого из штатов» (п. 2 ст. VI).

Механизм реализации международной правоSности федеративного гос-ва различен. В Германии перед заключением Федерацией дог-ра, «затрагивающего особое положение какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана» (ч. 2 ст. 32 Основного закона ФРГ).

В РФ участие ее Sов в заключении дог-ров регулируется федеральным законодательством («О межд-х дог-рах РФ», «О координации межд-х и внешнеэкономических связей Sов РФ»). В соответствии с указанными законами межд-й дог-р РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению Sа РФ, заключается по согласованию с органами гос-венной власти заинтересованного Sа, а при разработке дог-ра, затрагивающего полномочия Sа РФ по предметам совместного ведения РФ и ее Sов, предложения соответствующих органов Sа рассматриваются при подготовке проекта.

В МП нет нормы, определяющей международно-правовой статус Sов федеративного гос-ва. Но МП и не отрицает международной правоSности таких образований. Объем международной правоSности определяется конституцией федеративного гос-ва.

Sы федерации вправе вступать в отношения с иностранными гос-вами, заключать с ними дог-ры, заключать международные дог-ры между собой, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности межд-х организаций.

В России международно-правовой статус республик, областей, краев и других Sов РФ определен в Федеральном законе «О координации межд-х и внешнеэкономических связей Sов РФ».

Закон предоставляет Sам РФ право в пределах предоставленных им полномочий осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Такие связи Sы вправе поддерживать с Sами иностранных федеративных гос-в, административно-территориальными образованиями иностранных гос-в, а с согласия Правительства РФ — и с органами гос-венной власти иностранных гос-в (ст. 1). Связи Sов с иностранными партнерами могут осуществляться в торгово-экономической, научно-технической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях.

Международно-правовой статус многих Sов определен в Конституциях республик, в уставах краев, областей. Во многих Sах РФ приняты специальные акты, регулирующие международную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: