1. Понятие и формы реализации норм межд-ого публичного права
Реализация — это воплощение норм МП в поведении, деятельности гос-в и других Sов, это практическое осуществление нормативных предписаний.В официальных документах ООН, в различных теоретических работах изданиях получил распространение термин «имплементация» (от англ. implementation — осуществление, проведение в жизнь).
Формы реализации: В форме соблюдения реализуются нормы-запреты. Например, по Дог-ру о нераспространении ядерного оружия 1968 г., одни гос-ва (обладающие ядерным оружием), обязуются не передавать ядерное оружие другим гос-вам, не помогать, не поощрять и не побуждать гос-ва к его производству или к приобретению, а другие гос-ва (не обладающие ядерным оружием) обязуются не производить, не приобретать ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Исполнение предполагает активную деятельность Sов по осуществлению норм. В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Sы самостоятельно принимают решение об использовании, предоставленных возможностей, содержащихся в нормах МП. Например, Конвенция ООн по морскому праву закрепляет суверенные права прибрежного гос-ва на разведку и разработку природных ресурсов континентального шельфа, ведение хозяйственной деятельности в исключительной экономической зоне.
Механизм реализации представляет собой структуру органов, на которые возлагается правовое обеспечение реализации этих норм посредством осуществления различных видов правовой деятельности –правотворческой, контрольной и правоприменительной. Результатом такой деятельности становятся правовые акты, совокупность которых в теории называют правовым механизмом реализации. Выделяют межд-й и внутригос-венный механизмы реализации.
2. Межд-й механизм реализации
Международное конвенционное обеспечение реализации включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, межд-й контроль, правоприменение.
Правообеспечительное нормотворчество выступает в форме конкретизации. Например, по вопросам охраны окружающей среды была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата в 1992 г (вступила в силу 1 марта 1994 г.). В целях осуществления ее положений Правительство РФ приняло Постановление от 19.10.96 г «О федеральной целевой программе предотвращения опасных изменений климата и их отрицательных последствий». В преамбуле указано, что программа принята «в целях выполнения обязательств по реализации рамочной Конвенции ООН об изменении климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны».
Дополнительные дог-ры могут быть посвящены гарантиям. Примером гарантий может служить Заявление трех ядерных держав (СССР, США и Великобритании), которым они гарантировали обеспечение безопасности неядерных гос-в — участников Дог-ра о нераспространении ядерного оружия и обязались принять немедленные действия в случае ядерной агрессии против любого из таких гос-в.
Толкование является средством обеспечения реализации и может осуществляться в процессе как нормотворчества, так и правоприменения. Конкретизация и толкование тесно взаимосвязаны.
Главной целью межд-ого контроля является установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права. Основой любого метода контроля являются сбор и оценка информации.
Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами: наблюдение; аэрофотосъемка (если она разрешена дог-ром); использование искусственных спутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств; инспектирование; обмен информацией, получение сведений из специальных докладов, расследование. Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм.
Выделяют следующие формы межд-ого контроля:
1) контроль, осуществляемый гос-вами индивидуально или коллективно;
2) контроль, осуществляемый международными организациями (МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО);
3) контроль, осуществляемый специально учрежденными международными органами (Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Межд-й комитет по контролю над наркотиками);
4) контроль, осуществляемый специальными миссиями (Специальная комиссия, созданная Резолюцией СовБеза ООН по Ираку);
5) контроль, осуществляемый специальными представителями межд-х организаций (Генеральный секретарь ООН);
6) контроль, осуществляемый неправительственными международными организациями (МККК, Greenpeace).
Правоприменение - деятельность, завершающуюся принятием гос-вами (индивидуально или коллективно) или компетентным международным органом юридически обязательного индивидуального акта на основе норм МП (например, резолюция СовБеза ООН, решение Межд.Суда ООН, решение Европейского Суда по правам человека).
Межд-й организационный механизм реализации включает деятельность гос-в, организаций или органов. Они осуществляют свою деятельность посредством переговоров, консультаций, конференций, рассмотрение вопроса в согласительных комиссиях, судебного разбирательства.
3. Внутригос-венный механизм реализации
Реализация МП в сфере внутригос-венных отношений — это деятельность Sов указанных отношений в соответствии с нормами МП.
В нашем законодательстве содержится немало предписаний, согласно которым компетентные органы в своей деятельности руководствуются не только Конституцией, законами и иными актами, но и общепризнанными нормами МП и международными дог-рами РФ. Таковы, например, п. 3. Положения об иммиграционном контроле.
Международные обязательства гос-в претворяются в жизнь гос-венными органами, организациями и учреждениями. Ими же принимаются меры по обеспечению внутригос-венной реализации международно-правовых норм.
Совокупность внутригос-венных правовых актов, обеспечивающих соответствие деятельности Sов внутригос-венных отношений требованиям норм МП, представляет собой внутригос-венный нормативный механизм реализации.
Правовые акты, обеспечивающие реализацию МП на территории гос-ва, могут быть различными.
В актах общего характера закрепляются основополагающие правила, относящиеся к реализации МП, определяется место МП во внутригос-венной правовой системе. Таковы положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О межд-х дог-рах РФ», в соответствии с которыми общепризнанные принципы и нормы МП и международные дог-ры РФ признаются составной частью ее правовой системы.
Правовые акты для обеспечения реализации конкретного дог-рамогут приниматься как до, так и после вступления в силу дог-ра
В процессе подготовки к вступлению в силу Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. в РФ была принята Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ» (1996 г), Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия»(1997 г.).
В национальном законодательстве могут быть определены компетентные органы по выполнению межд-ого дог-ра,конкретизированы полномочия этих органов, определены необходимые меры по реализации межд-х норм, а также ответственность за невыполнение предусмотренных мер.
Правообеспечительное нормотворчество, контроль за реализацией норм МП в сфере внутригос-венных отношений, а также применение соответствующих мер за нарушение норм осуществляются зак., исп., суд.органами гос-ва.
Под внутригос-венным организационно-правовым (институционным) механизмом понимается система органов, осуществляющих правовую и организационную деятельность в целях обеспечения реализации МП.
4. Правовые основания судебного применения норм МП.
Правовой основой судебного применения общепризнанных принципов и норм МП и межд-х дог-ров РФ является ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В РФ на основе Конституции сложился комплекс правовых актов, которые ориентируют суды на непосредственное применение норм МП. (УК, УИК)
В ряде законов в статье о правовой основе деятельности гос-венного органа наряду с Конституцией и иными российскими правовыми актами называются международные дог-ры.
Ряд законодательных актов содержит положения, в соответствии с которыми порядок деятельности гос-венных органовопределяется российским законодательством и международными дог-рами. Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным дог-ром РФ или федеральным законом обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных гос-в с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (ст. 256 АПК РФ).
Российское отраслевое законодательство также содержит нормы, предусматривающие прямое применение норм МП в деятельности судов. В законодательстве четко сформулировано положение о совместном согласованном применении норм межд-ого и внутригос-венного права.
Кроме норм, которые ориентированы на комплексное правовое регулирование, встречаются нормы, которые разрешают самостоятельное применение норм межд-ого дог-ра. Возможность самостоятельного применения международно-правовых норм предоставляют арбитражным судам ТК РФ, Воздушный кодекс РФ, КТМ РФ, Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ».
Большинство законодательных актов содержит правило о приоритетном применении норм межд-х дог-ров. Подобные отсылки содержатся в Семейном кодексе РФ (ст.6), в Федеральных законах «О соглашениях о разделе продукции» (ст. 24), «О защите конкуренции» (ч. 3 ст. 2), «О концессионных соглашениях (ч. 2 ст. 2).
Суды в своей деятельности руководствуются не только внутригос-венными правовыми актами, но и двусторонними и многосторонними международными дог-рами.
5. Применение международно-правовых норм в деятельности правоохранительных и судебных органов.
Судебные органы, разрешая гражданские, уголовные, трудовые, административные дела, в необходимых случаях применяют нормы МП. Обязательный характер международно-правовых актов о правах человека подтверждается ее действующим законодательством. (ст 15 КРФ)
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.03 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм МП и межд-х дог-ров РФ» говорится, что «межд-й дог-р подлежит применению, если РФ в лице компетентных органов выразила согласие на обязательность для нее межд-ого дог-ра посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О межд-х дог-рах РФ» (путем подписания дог-ра; обмена документами, его образующими; ратификации дог-ра; утверждения дог-ра; принятия дог-ра; присоединения к дог-ру; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны).
Практическое значение для судей имеет момент вступления в силу межд-ого дог-ра. Межд-й дог-р вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом дог-ре.
Кроме того, гос-ва, в момент подписания или ратификации межд-ого дог-ра вправе сделать оговорки к его тексту.
Любая оговорка, сделанная в соответствии с положениями настоящей статьи, должна отвечать следующим требованиям:
- оговорка не должна носить общего характера,
- оговоркадолжна содержать краткое изложение соответствующего закона»
- закон, на который ссылается гос-во в оговорке, должен действовать на территории гос-ва-участника во время ратификации Конвенции.
Предметом оговорок могут быть исключительно законы, действующие на территории гос-ва в момент принятия оговорки.
Часть 3 статьи 5 Федерального закона «О межд-х дог-рах РФ» говорит, что положения официально опубликованных межд-х дог-ров, не требующих для применения издания внутригос-венных актов, действуют в РФ непосредственно. Будет ли опубликование важным условием для применения судами межд-ого дог-ра?
Статья 30 Федерального закона «О межд-х дог-рах РФ» устанавливает, что подлежат официальному опубликованию международные дог-ры, вступившие в силу. В мировой и российской дог-рной практике получило достаточно широкое распространение временное применение межд-ого дог-ра. Ст. 23 Закона и ст. 25 Венской Конвенции о праве межд-х дог-ров 1969 г., предусматривает, что временно может применяться межд-й дог-р (или его часть), вступление которого в силу требует выполнения определенных внутригос-венных процедур (ратификация, утверждение и т.д.).
В соответствии с Указом Президента РФ "О порядке опубликования межд-х дог-ров РФ", вступившие в силу для РФ международные дог-ры (кроме дог-ров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в необходимых случаях также в газете «Российские вести»; могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами. Судебная практика также не отличается единством по данному вопросу.