Издержки производства в долговременном периоде

В течение длительного периода времени все же­лательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма может изме­нить масштабы своих производственных мощно­стей; она может установить дополнительное обо­рудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могли вступить в отрасль, а уже существующие — по­кинуть ее. Последствия вступления фирм в отрасль или оттока из нее будут рассмотрены в следующей главе; здесь же нас будут интересовать лишь те изменения производственных мощностей, которые предпринимаются отдельными фирмами. Обсуждая эти приспособительные изменения, мы будем опи­раться в своем анализе на понятие АТС, не проводя никакого различия между постоянными и перемен­ными издержками, поскольку все ресурсы и, сле­довательно, все издержки являются переменными в долговременном периоде.

Представьте себе, что небольшое предприятие обрабатывающей промышленности сначала развер­нуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической деятельности, все

больше и больше расширялось. Что будет происходить со средними общими издержками в процессе этого роста предприятия? Ответ таков. Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.

На графике эта закономерность проиллюстрирована применительно к пяти различным размерам предприятия. Кривая АТС-1 показывает динамику средних общих издержек для самого маленького из пяти предприятий, кривая АТС-5 — для самого большого. Соотношение между этими пятью кривыми в точности соответствует изложенному выше правилу. Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров третье предприятия. Однако за этим пределом расширен производственных мощностей будет означать повышение минимального уровня средних общих издержек.

Принципиальное значение имеют тонкие лини перпендикулярные горизонтальной оси. Они показывают те объемы производства, при которых фирме следует изменить размер предприятия, чтобы обеспечить себе возможно более низкие издержки производства единицы продукции. Посмотрим на рисунок. При любом объеме производства меньше 20 единиц минимальные издержки производства единицы продукции достигаются на предприятии. Однако если объем продаж фирмы превышает 20 единиц, но меньше 30 единиц, она сможет добиться более низких издержек производства, построив более крупное предприятие — предприятие 2. Несмотря на то что сумма общих издержек при больших масштабах производства будет большей, издержки производства единицы продукции окажутся ниже, чем прежде. При любых объемах производства в промежутке от 30 до 50 единиц наименьшие издержки производства единицы продукции обеспечит предприятие 3. При объеме производства от 50 до 60 единиц для достижения наименьших издержек следует строить предприятие 4. А при объеме производства, превышающем 60 единиц, достижение той же цели требует строительства предприятия 5.

Наблюдая за этими приспособительными изменениями, можно заключить, что кривая долгосрочных АТС для отдельной фирмы состоит из участка кривых краткосрочных АТС применительно к различным размерам тех предприятий, которые могут быть построены. Кривая долгосрочных средних общих издержек (АТС) показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства при условии, что фирма имела в свое распоряжении достаточно времени для проведения всех необходимых изменений в размерах предприятия. На графике жирной линией показана кривая долгосрочных АТС фирмы или как ее часто называют, кривая выбора (или плановая кривая) фирмы.

Для большинства видов производства возможности выбора размеров предприятия куда шире, чем мы предположили в нашем примере. Фактически во многих отраслях количество возможных paзмеров предприятия совершенно не ограничено. А это значит, что самые малые изменения в объеме выпускаемой продукции (в объеме продаж) со временем подталкивают к соотве­тствующим изменениям в размерах предприятия.

В следующей главе мы рассмотрим подробнее издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде на примере АООТ «Биохимик». Анализ издержек проведем на примере препарата пенициллина натриевая соль.

Вопрос 5

2. Классификация рыночных структур

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Вопрос 6

Модуль 1.16 Определение цены и объема производства в условия совершенной конкуренции

Чистая конкуренция. Спрос на продукт конкурентного продавца


Экономисты различают четыре рыночные модели:

• чистая конкуренция:

• чистая монополия:

• монополистическая конкуренция;

• олигополия.

Краткая характеристика этих моделей представлена в таблице1:

Таблица 1

Чистая конкуренция на практике довольно редка, однако изучение этой модели рынка имеет большое аналитическое и практическое значение.

Поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не может ощутимо воздействовать на рыночную цену. Конкурентная фирма не имеет ценовой политики, она скорее соглашается с ценой, которую рассматривает как данную величину, определяемую рынком.

Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична. Но для отрасли в целом, т.е. для всех фирм, производящих отдельный продукт, объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар, т.е. все фирмы, действуя одновременно, могут повлиять на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену.

Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода, т.к. то, что выступает как цена за единицу продукции для покупателя, является доходом от единицы продукции или средним доходом для продавца.

Валовый доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать (на рис.1 кривая валового дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии).

Рис. 1 Спрос, предельный доход и валовый доход фирмы в условиях чистой конкуренции

Q

Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, какой дополнительный доход будет получен от продажи еще одной единицы продукции.

Дополнительный или добавочный доход, который, является результатом продажи еще одной единицы продукции, называется предельным доходом.

Предельный доход постоянен в условиях чистой конкуренции, т. к. дополнительные единицы могут быть проданы по постоянной цене (на графике кривая предельного дохода (MR) совпадает с кривой спроса (D)).
^

Максимизация прибыли в краткосрочном периоде


При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных вопроса:

1. Следует ли производить?

2. Если да, то какое количество продукции?

3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?

Рассмотрим ответы на эти вопросы в краткосрочном периоде путем сопоставления валового дохода с валовыми издержками.


На первый взгляд, ответ на первый вопрос кажется очевидным:

"Производить следует тогда, когда это приносит прибыль". Но ситуация намного сложнее.

Как вы знаете из предыдущей лекции, в краткосрочном периоде часть валовых издержек, фирмы является переменными издержками, а остальные - постоянными. Последние должны быть оплачены в любом случае, даже если фирма закрывается. Т.е. когда производство находится на нулевом уровне, фирма несет убытки, равные ее постоянным издержкам. Значит, фирма может производить также в том случае, если от производства она понесет убыток меньший, чем постоянные издержки, с которыми она сталкивается при закрытии.

Таким образом, фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получать: либо (1) экономическую прибыль, либо (2) убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки.

Ответ на второй вопрос будет следующим: "В краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.

Отсюда следует, что ответ на третий вопрос включает три ситуации:

1. Случай максимизации прибыли.

Сопоставим уже известные вам график валового дохода и валовых издержек (рис 2).


Рис. 2 Случай максимизации прибыли

Q

В критических точках валовые издержки равны валовому доходу. Любое производство за пределами этих точек повлечет за собой убытки. Любое производство в пределах этих точек критического объема принесет экономическую прибыль.

Максимальная прибыль достигается там, где разница по вертикали между графиками валового дохода и валовых издержек является наибольшей.


2. Случай минимизации убытков.

Рис. 3 Случай минимизации убытков

Q

Когда валовый доход превышает переменные издержки, фирма будет осуществлять производство, так как эти издержки. так же как и некоторая часть постоянных издержек могут быть оплачены из дохода. Минимальные убытки фирма понесет при производстве такого объема продукции, при котором валовые издержки превышают валовый доход на наименьшую величину.

3.Случай закрытия.

Рис. 4 Случай закрытия
Q

Если линия валового дохода (TR) лежит ниже кривой совокупных переменных издержек, т.е. не существует объема производства, при котором переменные издержки могут быть покрыты - лучший выбор закрыться и оплатить постоянные издержки из своего кармана (рис. 4).


Альтернативным подходом к определению объема продукции, который конкурентная фирма захочет предложить на рынке при любой возможной цене, является сопоставление предельного дохода и предельных издержек каждой последующей единицы продукции.

Если предельный доход от производства дополнительной единицы продукции превышает ее предельные издержки, то такую единицу следует производить. Если же предельные издержки на производство не покрываются предельным доходом, то производства следует избежать.

На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход обычно превышает предельные издержки, следовательно, производство прибыльно. Но на следующих стадиях повышающиеся (предельные) издержки вызывают обратное действие, (это явление объяснялось в предыдущей лекции действием закона убывающей отдачи). Два эти интервала разделяет точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам (MR= МС). Т.е. можно сказать, что фирма будет максимизировать прибыли и минимизировать убытки, производя в точке, где предельный доход равен предельным издержкам.

Так как кривая спроса или кривая продаж конкурентного продавца совершенно эластична, можно сказать, что предельный доход и цена равны, т.е. каждая проданная дополнительная единица продукции прибавляет к валовому доходу ровно свою цену. Таким образом, в условиях чистой конкуренции, чтобы максимизировать прибыли или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам (Р = МС) (рис. 5).


Рис. 5 Положение фирмы, максимализирующее прибыль в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции

Теперь давайте применим это правило в уже рассмотренных выше случаях:

1. Случаи максимизации прибыли.

Из графика легко видеть, что до точки О каждая произведенная дополнительно единица продукции добавляет больше к издержкам (MR > МС) и, следовательно, должна быть произведена. Во всех случаях

правее точки О каждая последующая единица продукции добавляет больше к издержкам, чем к доходу (MR < МС) и. следовательно, от ее производства надо отказаться. Объем производства, при которой Р= МС. позволяет производителю максимизировать прибыли. Следует заметить, что фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыли на единицу продукции.

Экономическая прибыль на единицу продукции (АР), умноженная на максимизирующий прибыль объем производства, даст совокупную прибыль, которая на графике показана заштрихованной прямоугольной областью.

2. Случай минимизации убытков.

Всякий раз когда цена превышает минимум средних переменных издержек (AVC), но опускаясь ниже средних валовых издержек (АТС) фирма может, осуществляя производство, возместить часть, но не все постоянные издержки (рис. 6).


Р
ис. 6 Положение фирмы, минимизирующее убытки в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции


При производстве в точке Е совокупные постоянные издержки частично (на область VPEG) покрываются валовым доходом, т.е. убыток фирмы составляет только область PACE.

3. Случай закрытия.

Рис. 7 Положение закрытия фирмы в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции

Если цена опускается ниже минимума совокупных переменных издержек, не существует уровня производства, при котором фирма может производить и получать убыток меньший, чем постоянные издержки, т.е. фирме будет выгоднее закрыться.

С учетом 3-го случая закрытия наше правило MR (Р) = МС будет выглядеть следующим образом:

Конкурентная фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой

объем продукции, при котором MR (Р) = МС при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек (рис.7).


Итак, мы выбрали 3 различные цены и выяснили, какой объем продукции предпочла бы предложить и поставить на рынке по любой из этих цен стремящаяся к прибыли конкурентная фирма. Суммируя эти данные, мы можем построить кривую предложения конкурентной фирмы (рис. 8).

Рис. 8 Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Кривая предложения является восходящей (bcde),

При цене Р1 - фирма не будет производить, т.к. Р1 меньше минимума AVC.

При цене Р2 -фирма находится в состоянии равновесия в точке b производя Q2 единиц продукции, и несет убыток, равный ее постоянным издержкам.

При РЗ (равновесие в точке с) фирма производит Q3 единиц продукции при убытках меньших, чем постоянные издержки.

При Р4 (равновесие в точке d)объем производства Q4 - в этом cлучае фирма просто возмещает свои издержки.

При цене Р5 - (фирма в точке равновесия е) максимизирует свою прибыль, производя q5 единиц продукции.

Так как ниже минимума средних переменных издержек ничего не производится, мы можем заключить, что отрезок кривой предельных издержек фирмы, который лежит выше кривой её средних переменных издержек, является кривой ее предложения в краткосрочном периоде.

Чтобы определить равновесную цену для отрасли в целом, мы должны суммировать кривые предложения всех фирм, входящих в отрасль и сопоставить эти данные с данными об общем спросе на продукцию отрасли. Как уже отмечалось в начале, кривая спроса для отрасли (в отличие от отдельной фирмы) не является совершенно эластичной (на рис. 9 кривая DD).

Точка пересечения кривой спроса DD и кривой предложения SS определяет цену равновесия и равновесный объем для отрасли в целом. Этот график подтверждает тот факт, что цена продукта - заданная величина для отдельной фирмы и одновременно есть результат решений о производстве (предложении) всех фирм отрасли, взятых как группа (рис.9).


Рис. 9 Конкурентное равновесие для отрасли в краткосрочном периоде



^

Максимизация прибыли в долговременном периоде


Теперь рассмотрим, как определяется объем производства и цена в долговременном периоде.

В долговременном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы либо расширить, либо сократить свои производственные мощности и, что более важно, число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы вступают или существующие фирмы покидают отрасль. После того, как все долговременные приспособления завершены, т.е. когда долговременное равновесие достигнуто, цена продукта будет в точности соответствовать каждой точке минимума средних валовых издержек и производство придется на ту же точку.

Этот вывод вытекает из двух основных фактов:

а) фирмы стремятся к прибылям и остерегаются убытков:

б) при конкуренции фирмы свободно вступают в отрасль или покидают ее.

Предположим, что фирма изначально находится в состоянии долговременного равновесия (цена Р1 и минимум средних валовых издержек равны). Экономические прибыли здесь нулевые, у фирм отсутствует стремление вступить и покинуть отрасль. Как мы уже знаем, текущая рыночная цена определяется общим или отраслевым объемом спроса и предложения, как показано кривыми D1 и S1 (рис.11).

Рис. 10 Временные прибыли и убытки и восстановление фирмы в долгосрочном периоде.

Теперь нарушим долговременное равновесие и предположим, что ценовые факторы изменили спрос на продукт с D1 до D2. Это благоприятное изменение спроса делает производство прибыльным. Новая установленная цена Р2 превышает валовые издержки. Экономические прибыли будут привлекать в отрасль новые фирмы, в результате чего предложение увеличится с S1 до S2. т.е. цена снова снизится до P1. Экономические прибыли, вызванные повышением спроса, сводятся конкуренцией к нулю. Долговременное равновесие восстановлено.

Теперь предположим обратную картину - спрос снизился с D1 до D3. Цена на продукт снижается до P3, что делает производство убыточным (рис. 11).

Рис. 11 Временные прибыли и убытки, восстановление равновесия в отрасли в долгосрочном периоде

Это заставляет через некоторое время фирмы покинуть отрасль. По мере оттока фирм отраслевое предложение снижается от S1 до S3, цена при этом снова повышается до Р1, т.е. долговременное равновесие восстанавливается снова.

Хотя наши рассуждения относятся к долговременному периоду, мы пользовались кривыми отраслевого предложения в краткосрочном периоде. Это позволяет нам определить характер кривой долговременного предложения для конкурентной отрасли-

Если вступление в отрасль новых фирм не оказывает влияния на цены ресурсов, а следовательно, на издержки производства, то кривая предложения такой отрасли будет совершенно эластичной, т.е., как уже было рассмотрено выше, вступление или массовый отток фирм изменили объем производства (см. предыдущий график), но всегда возвращали цену продукта к его первоначальному уровню (рис.12).

Рис. 12 Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долговременном периоде

Однако отрасли с постоянными издержками - редкий случай. Большинство отраслей являются отраслями с возрастающими издержками, при этом кривые их средних издержек сдвигаются вверх при расширении отрасли и вниз - если отрасль сокращается.

При увеличении спроса на продукт, вызывающем экономические прибыли, а значит приток новых фирм в отрасль, возникает двустороннее давление на прибыль, грозящее её уничтожению. С одной стороны - вхождение в отрасль новых фирм увеличивает рыночное предложение и снижает цену и, с другой стороны, кривая валовых издержек сдвигается вверх. Это означает, что установившаяся равновесная цена будет теперь выше первоначальной. Отрасль будет производить больше продукции, но уже по более высокой цене (рис. 13).

Рис. 13 Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долговременном периоде


Аналогичный анализ можно провести для случая снижения спроса.
^

Чистая конкуренция и эффективность


Как уже было сказано выше и показано на графике, положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде характеризуется равенством цены, минимальных средних издержек и предельных издержек (Р=AC=MC). Это тройное равенство предполагает выводы, касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которая имеет большое социальное значение.

Экономисты сходятся во мнении, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов. Т.е. экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченное количество ресурсов, имеющихся в распоряжении общества таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.

Равенство цены и минимальных средних издержек (Р=АС) показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологии и назначает самую низкую цену Р и произведет наибольший объем продукции Q1, соответствующий ее издержкам.

Равенство цены и предельных издержек (Р=МС) указывает, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей. так как денежная оценка любого продукта Х есть общественная мера или показатель относительной предельной ценности этого продукта, а предельные издержки производства Х измеряют цену или относительную ценность других товаров, которые могли быть произведены с помощью использованных в производстве единицы товарах ресурсов, Изменить производство товара Х - означало бы уменьшить, удовлетворение потребителя. Производство Х выше точки Р = МС вызвало бы принесение в жертву альтернативных товаров, ценность которых для общества повышает ценностъ дополнительных единиц X. Производство Х ниже точки Р = МС, повлекло бы за собой отказ от тех единиц X, которые общество оценивает выше, чем альтернативные товары.

Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества.

Экономисты признают четыре возможных случая, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

1. Нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов.

2. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не учитывает побочных издержек и выгод или производства общественных благ.

3. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных технологий и быть причиной медленных темпов технического прогресса.

4. Конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Вопрос 7

Монополией называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара, не имеющего близких аналогов[3, стр.74]. Такое положение позволяет монополисту контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты. Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Еще Адам Смит писал: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить». Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Монополия представляет собой структуру, полярно противоположную совершенной конкуренции.
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Они возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта. Капиталистические монополии - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Они устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основными формами капиталистических монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны.
Для того чтобы монополия, как рыночная структура могла существовать, должен соблюдаться ряд условий. Во-первых, у реализуемого монополистом продукта (однородного или дифференцированного) не должно быть близких заменителей. Во-вторых, вхождение на данный рынок других фирм должно быть, по тем и ли иным причинам, невозможным, должны существовать барьеры вхождения в данную отрасль.
Именно барьеры вхождения являются условием существования монополии – ведь при возможности вхождения на рынок других фирм он (рынок) перестает быть монополией. Барьеры вхождения можно разделить на два основных типа: юридические – те барьеры, которые установлены законодательством страны, и технологические. К числу юридических барьеров вхождения относятся:
Патентная монополия, предоставляющая изобретателю продукта или производственного процесса исключительное право распоряжения изобретением и реализации монопольной прибыли в течение определенного периода времени;
Выдача правительственных лицензий на ведение бизнеса в той или иной отрасли;
Введение правительством внешнеторговых барьеров (квот или импортных пошлин), исключающих иностранную конкуренцию.

Главным технологическим барьером вхождения является технология производства, характеризующаяся достижением значительной экономии на масштабах лишь при больших объемах выпуска, так что выпуск в размере отраслевого спроса может с наименьшими издержками производиться одной крупной фирмой. Технологическим барьером вхождения служит и обладание какими-либо исключительными знаниями в области технологий производства (ноу-хау). К числу технологических барьеров можно отнести и наличие высококлассных менеджеров, чьи управленческие таланты и опыт уникальны.
В то же время подобная классификация барьеров вхождения достаточно условна. Во-первых, некоторые разновидности барьеров вхождения носят, с этой точки зрения, явно «промежуточный» характер. Так, исключительный контроль над важными факторами производства является барьером скорее с точки зрения экономических условий производства, сочетая в себе юридический и технологический аспекты. Во-вторых, юридические барьеры вхождения по большей части лишь законодательно закрепляют технологические. Так, патентная монополия закрепляет обладание исключительными знаниями в области производства, а правительственное лицензирование (например в отраслях общественной инфраструктуры – энерго-, газо-, водоснабжении) имеет своей основой существование в указанных отраслях естественной монополии.
В долгосрочном плане наиболее важную роль в объяснении существования монополии играет именно технологический фактор экономии на масштабах, ибо остальные барьеры вхождения носят временный характер. Изменение производственных процессов во времени обуславливает лишь переходящее значение такого барьера, как контроль над факторами производства. Патентная монополия временна по самой своей природе. Правительственные лицензии более долговечны, но они используются в отраслях, монополизация которых так или иначе предопределена технологически.
Существуют и такие барьеры, которые возникают независимо от желания и деятельности фирм-монополистов и создаются самими этими фирмами: монополисты проводят политику лимитирующего ценообразования, препятствующую вхождению в отрасль. Поведение монополиста, направленное на сознательное создание им барьеров вхождения, сопряжено с дополнительными издержками.
Важным условием существования монополии является совершенная информированность монополиста и покупателей. И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Совершенная информированность имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т.е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: