Вопрос 1. Саньяма-техника достижения Самадхи. Определение. Составные части

Саньяма - Способ постижения реальности в Йоге. Подразумевает раскрытие сущности вещей при углублении концентрации на них, вплоть до постижения Бога (Ишвары). Описан Патанджали в 3 главе Вибхутипада (О психической силе) Йога Сутр как основной способ йогического постижения и составляет 3 последних ступени из 8 ступней йоги – все виды йоги приходят к этому. Так по Патанджали, самьяма на силе слона позволяет получить такую же силу, самьяма на Полярной звезде позволяет получить знание о Вселенной, самьяма на пупке дает знание об устройстве и работе тела. Чаще всего самьяму рассматривают как процесс углубления концентрации на предмете проходящий через 3 стадии – дхарана, дхьяна, самадхи. Обобщенно разделение этих стадий можно обозначить:

  • дхарана – существует субъект наблюдающий объект и формирующий о нем свое знание;
  • дхьяна – исчезает субъект, существует только объект и знание о нем (его состояние);
  • самадхи – нет субъекта, нет объекта, существует только знание.

Последовательное прохождение этих стадий и есть самьяма. По Вивекананде: «Если ум может сосредоточиться на точке в течении 12 секунд, то это дхарана, 12 дхаран составляют дхьяну, 12 дхьян – это уже самадхи.» Практика совмещения трех действий: концентрации сознания (дхарана), сосредоточения (дхьяна) и созерцания (дхьяна,самадхи). В процессе саньямы достигается высшее состояние сознания, в котором проявляется знание о прошлом, настоящем и будущем, раскрываются сверхъестественные способности (сиддхи), постигается единство, тождество субъекта и объекта. Саньяму применяют в практике визуализации? (прана-пратиштха). Саньяма на области пупка собственного тела позволяет работать с внутренними органами, прочищать пранические каналы (нади) и восстанавливать здоровье. Саньяма на сердечной чакре (анахата) дает возможность проникать в чужие мысли, а на чакре в области гортани (вишуддха?) — получать энергию извне. Сложная техника саньямы требует консультаций опытного наставника.

Самьяма - Способ постижения реальности в Йоге. Подразумевает раскрытие сущности вещей при углублении концентрации на них, вплоть до постижения Бога (Ишвары). Описан Патанджали в 3 главе Вибхутипада (О психической силе) Йога Сутр как основной способ йогического постижения и составляет 3 последних ступени из 8 ступней йоги – все виды йоги приходят к этому. Самьяма (иногда можно встретить саньяма) — общее название трёх завершающих этапов развития внутрипсихической коммуникации, которые включает Раджа-йога Патанджали, они являются так называемыми «внутренними средствами» постижения истины, или Антаранга-йогой (Дословный перевод термина «самьяма» — «совместное движение», «повозка» которая, как известно, состоит из смонтированных в определённом порядке и функционирующих совместно частей. Подобно этому самьяма также есть жёсткая последовательность внутрипсихических событий).Чаще всего самьяму рассматривают как процесс углубления концентрации на предмете проходящий через 3 стадии – дхарана, дхьяна, самадхи. Обобщенно разделение этих стадий можно обозначить:

дхарана – существует субъект наблюдающий объект и формирующий о нем свое знание;

«Дхарана — фиксирование ума (читты) на определённой точке»

дхьяна – исчезает субъект, существует только объект и знание о нем (его состояние);

«Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность однородных состояний сознания на этом месте»

самадхи – нет субъекта, нет объекта, существует только знание.

«Когда прана и манас (ум) поглощаются и достигается равновесие — это и есть самадхи

Последовательное прохождение этих стадий и есть самьяма. По Вивекананде: «Если ум может сосредоточиться на точке в течении 12 секунд, то это дхарана, 12 дхаран составляют дхьяну, 12 дхьян – это уже самадхи.» Практика совмещения трех действий: концентрации сознания (дхарана), сосредоточения (дхьяна) и созерцания (дхьяна,самадхи). В процессе саньямы достигается высшее состояние сознания, в котором проявляется знание о прошлом, настоящем и будущем, раскрываются сверхъестественные способности (сиддхи), постигается единство, тождество субъекта и объекта. Саньяму применяют в практике визуализации? (прана-пратиштха). Саньяма на области пупка собственного тела позволяет работать с внутренними органами, прочищать пранические каналы (нади) и восстанавливать здоровье. Саньяма на сердечной чакре (анахата) дает возможность проникать в чужие мысли, а на чакре в области гортани (вишуддха?) — получать энергию извне. Сложная техника саньямы требует консультаций опытного наставника.
Практикуя самьяму на солнце, йоги получают знание о мире. Самьяма на луну дает им знание о звездной системе. Самьяма на полярную звезду открывает ему истину о движении звезд. Если йог практикует самьяму на слона, он обретает силу слона. Практикуя самьяму на свое тело, йог способен дематериализовать физическое тело и перемещаться невидимым. С помощью подобных самьям на различные другие формы или объекты можно обрести различные сиддхи, такие как ясновидение, яснослышание, телепатия, трикала-гьяна и т.д. Особенно упомяну еще одну самьяму и попрошу вас практиковать ее. Это самьяма на добродетели, ибо, практикуя самьяму на такие добродетели, как любовь, дружелюбие и т.д., вы сможете излучать эти добродетели и, направляя их на других людей, преображать их. Практикуйте яму-нияму насколько это возможно, постепенно увеличивая интенсивность практики. Немного больше любви, немного больше доброты, немного больше великодушия, немного больше изучения писаний, немного больше джапы и медитации. Следуйте таким образом к цели и достигнете предназначения не в отдаленном будущем, но здесь и сейчас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: