Воспитанию в высших учебных заведениях

Билецкая В. В., Семененко В. П.

Национальный авиационный университет

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины,

Киев, Украина

Постановка проблемы, анализ последних исследований и публикаций, связь с научными и практическими задачами. Содержание и результаты учебно-воспитательной работы в высшем учебном заведении во многом зависят от того, насколько систематически, глубоко и целенаправленно осуществляется контроль учебного процесса [1, 5].

Одной из задач контроля является обеспечение оценки теоретического и научного уровня учебно-воспитательной работы. Из самой сущности контроля следует, что он выполняет, прежде всего, проверочную функцию. Будучи направленной на все стороны учебного процесса, проверка дает возможность видеть действительное состояние учебно-воспитательной работы, критически анализировать ее содержание, стиль и методы с теми задачами и требованиями, которые предъявляются к подготовке кадров для современного рынка труда. Данные о качестве учебной работы, полученные в результате контроля, позволяют принимать своевременные меры по совершенствованию учебного процесса, деятельности преподавателей и студентов [2, 3, 4].

Цель исследования – проанализировать особенности использования комплексного контроля в обеспечении качества процесса физического воспитания студентов 1 курса высшего учебного заведения технического профиля.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ данных научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, программ по физическому воспитанию для высших учебных заведений, обобщение опыта передовой педагогической практики. Исследования проводились в течение 2011-2012 уч.г. на базе Национального авиационного университета (Киев, Украина).

Результаты исследования и их обсуждение. Одной из ведущих задач в системе контроля является оценивание учебной деятельности каждого студента уже с первого дня его пребывания в высшем учебном заведении, а не только во время семестрового контроля.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Физическое воспитание» в Национальном авиационном университете отведено 216 часов, из них 140 часов составляют практические занятия, а 76 часов выделено на самостоятельную работу студентов. Еще 2 часа в неделю (1-4 семестры) и 4 часа (5-8 семестры) отводится на занятия в секциях по различным видам спорта, группах здоровья и т.д.

Систематический контроль развивает самокритичность, самостоятельность, побуждает к углублению и расширению знаний студентов по физическому воспитанию. Существует несколько видов контроля. Так, предварительный контроль позволяет объективно оценить начальный уровень физического состояния и физической подготовленности студентов. Текущий контроль позволяет определить уровень усвоения двигательных умений и навыков, скорректировать дальнейшее изучение дисциплины. Этапный контроль проводится по завершению определенного периода обучения и позволяет оценить знания, умения и навыки студента по конкретной теме или разделу курса. Например, оценка уровня общей и специальной физической подготовленности (в зависимости от выбранного вида спорта) проводится обычно 2-3 раза в семестр. Итоговый контроль позволяет оценить знания, умения и навыки студента по предмету в целом.

Если зачеты, как формы промежуточного и итогового контроля, строго определены и регламентируются учебным планом, то текущий контроль – это творчество и инициатива руководства кафедры и преподавателей. Систематическое и объективное оценивание оказывает стимулирующее влияние на обучение студентов, способствует проявлению их желания осуществлять самоконтроль. Наряду с этим контроль дает возможность и преподавателям определять эффективность своей педагогической деятельности, применяемых методик, а также своевременно вносить коррективы, как в процесс преподавания, так и в самостоятельную работу студентов.

Контроль за качеством организации учебного процесса достигает своей цели и выполняет свойственные ему функции только при соблюдении ряда обязательных принципов, таких как: всеобъемлющий характер оценивания, систематичность, целеустремленность, объективность, требовательность, постоянное совершенствование его форм и методов.

Большое практическое значение для студентов, занимающихся физической культурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует, прививает навыки самоанализа, делает более эффективной работу преподавателя, положительно влияет на динамику уровня физической подготовленности. Под самоконтролем следует понимать наблюдение за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок посредством объективных и субъективных приемов. На наш взгляд достаточно эффективной формой самоконтроля является ведение студентами дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты тренировок и соревнований, объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями.

Контроль помогает повышать организованность студентов, вырабатывать оптимальный режим в обучении, рациональное распределение времени, выполнение учебных заданий в строго определенные сроки.

Одним из сильнейших стимулов в учебе студента является его увлеченность наукой, интерес к научным знаниям, осознанная жизненная потребность в них, понимание того, что без глубоких знаний и умений он не может стать высококвалифицированным специалистом. Результаты своей научной работы студенты демонстрируют при выступлениях с докладами на ежегодных научно-практических конференциях кафедры физического воспитания Национального авиационного университета «Современный фитнес – эффективная технология в физическом воспитании студентов», которые мы рассматриваем также как фактор контроля за динамикой успеваемости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: