Финансовые показатели организации и методики их расчета

В финансовом менеджменте, как правило, выделяют четыре группы показателей: ликвидность предприятия, его финансовую устойчивость, деловую активность и рентабельность.

Основными характеристиками ликвидности и платежеспособности компании являются: величина собственных оборотных средств (СОС); коэффициенты текущей (Об.с/К.П. (краткосрочные пассивы)), быстрой ((ДЗ+ДС+Кр.фин.вл.)/К.П.) и абсолютной ликвидности ((ДС+ Кр.фин.вл.)/К.П.), которые свиде­тельствуют о том: способно ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется следующими коэффициентами: коэффициент автономии (Собственный капитал (СК)/Валюту баланса (ВБ)); коэффициент маневренности (СОС/СК) и структуры долгосрочных финан­совых вложений (Долгосрочные пассивы/Внеоборотные активы), которые свидетельствуют о том, насколько предприятие независимо от внешних источников финансирования.

Основными показателями деловой активности являются: коэффициенты оборачиваемости оборотных активов (Выручка (ВР)/среднюю сумму Об.с.) запасов (Себестоимость/ср. сумму запасов); дебиторской задолженности (ВР/ср. сумму ДЗ); фондоотдача (ВР/ср. сумму основных фондов) и др. показателей оборачиваемости которые свидетельствуют о том насколько быстро оборачиваются средства на предприятии.

Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании характеризуется ко­эффициентами:

– рентабельности продаж (Прибыль (Пр.)/ВР);

– рентабельности активов (Пр./ср. сумму активов);

– затрат (Пр./(себестоимость+коммерческие + управленческие расходы));

– рентабельности собственного (ПР./ср. сумму СК) и заемного капитала (Пр./ ср.сумму ЗК), которые свидетельствуют об эффективности (прибыльно­сти) деятельности предприятия.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

13. Сущность, виды и методы финансового планирования и бюджетирования

Бюджетное планирование – процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Бюджетное планирование можно рассматривать как систему внутреннего финансового управления (budgetary control).

Бюджетирование – это комплексный процесс, включающий: · бюджет как финансовый план по выбранным позициям;

· финансовую и управленческую отчетность как результат выполнения бюджета;

· последовательную цепочку управленческих действий, направленных на объединение различных управленческих подсистем, действующих на предприятии в единую систему бюджетного управления.

Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы предприятия, спланированные и детально расписанные на определенный период для достижения поставленных целей производственно-хозяйственной деятельности.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Методы финансового планирования можно разделить на две группы:

§ методы расчета отдельных финансовых показателей;

§ общие методы составления финансового плана или программы в целом.

Первая группа включает в себя такие методы, как:

§ нормативный;

§ расчетно-аналитический;

§ балансовый;

§ метод оптимизации плановых решений;

§ экономико-математическое моделирование.

Во вторую группу входят:

§ балансовый метод;

§ сетевой метод планирования;

§ программно-целевой метод планирования.

В целом все виды бюджетов, применяемые в финансовом планировании, можно разделить на три основные группы: основные (финансовые) бюджеты, операционные бюджеты, вспомогательные бюджеты.

Финансовые (основные) бюджеты

Бюджет доходов и расходов — бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации (по отгруженной потребителям продукции или оказанным им услугам) в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие или фирма.

Бюджет движения денежных средств — это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного подразделения (бизнеса, структурного подразделения), отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия или фирмы.

Расчетный баланс — это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) компании, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.

Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:

§ бюджет продаж показывает объемы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;

§ бюджет производства показывает объемы производства по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;

§ бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;

§ бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;

§ бюджет общепроизводственных накладных расходов показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном цехе, арендные платежи, коммунальные расходы и другие затраты связанные с функционированием данного производства на протяжении бюджетного периода;

§ бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату аппарата управления, арендных платежах, коммунальных расходах, командировочных расходах, расходах на содержание компьютерного оборудования и связь, на содержание зданий и сооружений, расходах по оплате услуг консультационных, информационных, аудиторских и других сторонних организаций и пр.;

§ бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, маркетинг, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия.

Вспомогательные бюджеты могут включать план налоговых платежей, кредитный план, затраты на финансовые операции и любые другие статьи, необходимые руководству для принятия управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: