Тема: Финансовое планирование

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а так же определение путей и наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование – это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период времени.

19/05/12

В процессе финансового планирования государственные органы и хозяйствующие субъекты оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов выявляют возможности их использования, эффективного направления.

Финансовое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации (финансовое планирование распространяется на сравнительно короткий промежуток времени и основано на том, что степень определенности финансово-экономических процессов достаточно высока).

Финансовое планирование направлено на достижение следующих целей:

1. Определение возможности реализации продукции с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка.

2. Установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов.

3. Обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период.

4. Определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов исходя из намеченного объема производства.

5. Обоснование на короткие промежутки времени, равновесие поступления денежных средств и их расходование для обеспечение платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.

6. Определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов хозяйствующего субъекта.

Задачи финансового планирования на предприятии:

1. Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами.

2. Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рациональности его использования.

3. Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.

4. Выявление внутри хозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств.

5. Контроль за финансовым состоянием платежеспособность и кредитоспособностью предприятия.

6. Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов.

По срокам финансовое планирование классифицируется на:

1. Оперативное – охватывает короткие промежутки времени от нескольких дней до нескольких месяцев.

2. Текущие – определяет задание на текущий финансовый год с по квартальной разбивкой.

3. Среднесрочное – осуществляется на период 3 года или 5 лет.

4. Стратегическое – определяет денежные средства на длительный период, более 5 лет.

В практике финансового планирования используют следующие методы:

- экономического анализа

- коэффициентный

- нормативный

- балансовый

- дисконтированных денежных потоков

- много вариантности сценариев

- экономико-математическое моделирование

1. Исходным в финансовом планировании является экономический анализ, использование финансовых ресурсов.

Этапы экономического анализа:

1. Анализ ресурсов предприятия за предшествующий и плановый период.

2. Расчет темпов роста доходов и расходов за предшествующий плановый период. Выявление тенденций в движении финансовых ресурсов.

3. Расчет изменений финансовых и производственных показателей в плановом периоде.

4. Контроль за выполнением основных статей плана для выявления отклонений и их причин.

5. Выявление фактических, материальных и финансовых ресурсов, активов на начало планового периода для обоснования исходного уровня для новых заданий.

Для выявления тенденций развития предприятия анализируют множество показателей и факторов к числу которых относится:

- объемы и эффективность инвестиций

- оборачиваемость активов их состав и структура и т.д.

2. Коэффициентный метод определения величины доходов и расходов.

При данном методе предполагаемом доходы и растраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды рассчитываются с помощью коэффициентов, базирующиеся на достижениях прошлого периода.

3. Нормативный метод на основе заранее установленных норм и техника экономических нормативов рассчитывают потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках.

Система норма и нормативов включает в себя:

- Федеральные нормативы

- Нормативы субъектов РФ и местных органов власти

- Внутрихозяйственные нормативы предприятий (разрабатывает непосредственно хозяйствующий субъект для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Пример: норма потребности в оборотных активах.

4. Балансовый метод основан на согласовании расходов с источниками покрытия на взаимосвязи всех разделов плана между собой а так же финансовых и производственных показателей. Это взаимо увязывает материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Балансовый метод традиционно применяют при распределении прибыли планировании финансовых фондов.

5. Метод дисконтирования денежных потоков, который используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

Концепция дисконтированных денежных потоков основана на расчете современной, приведенной стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств.

6. Метод дисконтирование денежных потоков выявляет результат финансовых решений без ссылок на традиционное допущение бухгалтерского учета. Оценка прогнозных изменений финансовых потоков за определенный период работы предприятия на основе временного фактора может отличаться от традиционного экономического анализа.

7. Метод много вариантности или метод сценариев заключается в разработки нескольких вариантов финансовых планов (оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный).

Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а так же оценки его отклонений от среднего значения. Критерием выбора могут быть суммы прибыли полученных доходов и т.д. Затем проводится анализ вероятностных распределений полученных результатов. Финансовый план с наименьшем стандартным отклонением критерия выбора и коэффициентом вариации считают менее рисковым.

8. Метод экономико-математического моделирования дает возможность количественно выразить взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами их определяющими через экономико-математическую модель.

В модель включают только основные определяющие факторы. Она математически точно характеризует экономический процесс т.е. факторы определяющие структуру и закономерности, изменения рассматриваемого экономического явления с помощью математических символов и приемов.

Этапы финансового планирования:

1. Финансового прогнозирования

2. Выбор вариантов

3. Формулировка целей

4. Разработка программы действий, составление графика работ которое определяют содержание процесса планирования.

5. Бюджетирование

Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составление прогнозов т.е. научно обоснованных гипотез о вероятно будущем состоянии экономической системы и экономических объектов, а так же характеристик этого состояния.

Задача прогнозов – предвидеть перспективы, наметить ориентиры на которые должны быть направлены все участники экономики.

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, способствует выработки концепции финансовой политики на определенный период развития, государства или хозяйствующего субъекта, однако имеет более низкую степень определенности по сравнению с финансовым планированием.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможных объемом финансовых ресурсов источников их формирования и путей использования. Полученная в ходе прогнозирования информация позволяет органам управления финансами определить различные варианты (сценарии) решения задач стоящих перед всеми субъектами финансовой системы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

В теории и на практике выделяют:

- среднесрочное финансовое прогнозирование (от 5 до 10 лет)

- долгосрочное финансовое прогнозирование (более 10 лет)

Методы прогнозирования:

1. Качественные методы:

- метод Дельфи (метод экспертных оценок)

- мнение специалистов

- голосование торговых объектов или упорядоченный опрос

- изучение покупателей

2. Количественные методы (прогнозирование на основе данных прошлых периодов)

- скользящие средний

- классическая декопозиция

- анализ трендов

- анализ временных рядов

- экспоненциальное сглаживание

2. Причинно-следственное прогнозирование:

- простая регрессия

- множественная регрессия

- эконометрическое моделирование

Этапы прогнозирования:

1. Определение назначения и цели прогноза

2. Выбор продолжительности прогнозирования

3. Выбор метода прогнозирования

4. Сбор релевантных данных и прогнозирования

5. Определение всех допущений которые лежат в основе прогноза и их анализ

6. Проверка прогноза на применимость

ДОКЛАД С КУТОВОЙ!!!!! Сайт. МосЮр услуги Прогнозирование банкротства (доклад) зарубежные методы, зарубежные модели

Финансовый анализ организации предприятий

Финансовый анализ это:

1. Процесс основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности.

2. Процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов, повышения его рыночной стоимости и обеспечение эффективного развития.

3. Исследовательский процесс главной целью которого является выработка наиболее обоснованных предположений и прогнозов изменения финансовых условий, функционирования хозяйствующего субъекта.

Финансовый анализ проводится не только для прогнозирования развития предприятия (внутрифирменный анализ), но и для внешних инвесторов и партнеров (внешний анализ).

Внутрифирменный финансовый анализ это процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности, наращивание капитала.

Внутрифирменный финансовый анализ позволяет оценить вероятность банкротства, спрогнозировать платежеспособность и т.д.

Внешний анализ предприятий проводится на основе особой методики, которая позволяет сравнивать предприятия между собой, которое осуществляет свою деятельность в различных отраслях экономики.

Цели финансового анализа:

- Определение финансового состояния организации

- выявление изменений финансовых состояний в пространственно временном разрезе

- установление основных факторов вызывающих в финансовом состоянии

- прогноз основных тенденций финансового состояния

Вертикальный или структурный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Факторный анализ – учет влияния отдельных факторов на результативный показатель.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной динамики (тенденции) показателя очищенных от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.

Сравнительный (пространственный) анализ – выступает как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, цехов, подразделений, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов со средними отраслевыми и средними хозяйственными данными.

Источники информации для финансового анализа.

Источников информации для проведении финансового анализа являются:

1. Бухгалтерский баланс (форма №1)

2. Отчет о прибыли и убытках (форма №2)

Платежеспособность предприятия характеризуется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнить свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а так же перед государством.

Ликвидность определяется способностью предприятия быстро и с минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы в денежные средства.

Для оценки платежеспособности и ликвидности могут быть использованы следующие приемы:

1. Структурный анализ изменения активных и пассивных платежей баланса (анализ ликвидности баланса), расчет финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности.

Главная задача анализа ликвидности баланса – определить величину покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения который в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата).

Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются следующим образом:

- актив – по степени убывания ликвидности

- пассив – по степени срочности оплаты погашения

Расчет и анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами.

Порядок группировки активов:

А1) Наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения.

А2) Быстро реализуемые активы – дебиторская задолжность сроком погашения в течении 12 месяцев и прочие оборотные активы.

А3) Медленно реализуемые активы – запасы.

А4) Трудно реализуемые активы (внеоборотные активы).

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1) Наиболее срочные обязательства - кредиторская задолжность.

П2) Краткосрочные обязательства – краткосрочные кредиты и заемные средства.

П3) Долгосрочные обязательства – долгосрочные кредиты и заемные средства.

П4) Постоянные обязательства (ЧТО ЭТО ТАКОЕ ПОСМОТРЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!!!!)

Баланс считается абсолютно ликвидным если имеют места следующие соотношения:

А1 ≥ П1

A2 ≥ П2

A3 ≥ П3

A4 ≤ П4

Ликвидность считается абсолютной если любое из неравенств имеет знак противоположной оптимальному варианту.

Коэффициент текущей ликвидности:

Оборотные активы / краткосрочные обязательства ----------à показывает на возможности предприятия при условии погашении дебиторской задолжности и реализации имеющихся запасов

Коэффициент срочной ликвидности:

Соотношение денежных средств краткосрочных финансовых вложений суммы мобильных средств в расчетах с дебиторами и прочих активов к краткосрочным обязательствам.

Коэф.Ср.ликвидности

Коэф. Абсолютной ликвидности:

К ал.

Анализ финансовой устойчивости предприятия:

Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта – такое состояние его денежных ресурсов которое обеспечивает развитие предприятия за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности при минимальном уровне предпринимательского риска.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным.

Анализ Финансовой устойчивости позволяет оценить рациональность управления собственными и заемными средствами на предприятии.

На финансовую устойчивость предприятия влияет ряд факторов:

- положение предприятия на товарном и финансовом рынке, его рейтинг в деловом сотрудничестве с партнерами

- степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов

- наличие платежеспособных дебиторов

- эффективность коммерческих и финансовых операций

Финансовые условия предприятия анализируются с помощью системы относительных финансовых коэффициентов:

- коэффициент финансовой устойчивости

- коэффициент задолжности

- коэффициент самофинансирования

- коэффициент обеспеченности КО

- коэффициент маневренности

- коэффициент финансовой напряженности

- коэффициент соотношения мобильных и мобиллизированных активов

- коэффициент производственного имущественного назначения

Оценка деловой активности хозяйствующих субъектов.

Деловая активность предприятия может быть представлена в виде системы качественных и ка количественных показателей.

К качественным критериям относится:

- широта рынков сбыта

- репутация предприятия

- конкурентоспособность

Количественные критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями.

К абсолютным показателям относится:

- прибыль

- объем реализации произведенной продукции

К относительным показателям относится:

- эффективность использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых)

(ОПЕРАЦИОННЫЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ ЦИКЛ РАССМОТРЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Коэф. Оборачиваемости активов

- продолжительность оборота всего авансированного капитала в днях

Анализ коэффициентов рентабельности

Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.

Основные показатели рентабельности можно объединить в 2 группы:

1) Показатели доходности продукции – рассчитываются на основе выручки от реализации и затрат на производство. В данную группу включаются следующие показатели:

- Рентабельность продаж – отношение прибыли от реализации продукции к выручки от ее реализации.

- Рентабельность основной деятельности определяется как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции.

2) Показатели доходности имущества и используемого капитала предприятия – рассчитывается на основе изменения предприятия и на основе инвестируемого капитала. Показатели доходности имущества и доходности используемого капитала включают в себя:

- Рентабельность всего капитала предприятия определяется как отношение чистой прибыли предприятия к среднему за период итогу баланса.

- Рентабельность вне оборотных активов определяется как отношение чистой прибыли предприятия к средней за период величине вне оборотных активов.

- Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли предприятия к средней за период величине источников собственных средств предприятия по балансу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: