Федеральный закон «Об основах государственной службы» как единая правовая база государственной службы

31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации», который устано­вил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохож­дения ими государственной службы. Основная цель Закона — созда­ние единой общефедеральной правовой базы государственной служ­бы, придание ей профессионального характера. Это должно было спо­собствовать утверждению единой системы государственной службы в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности.

До реформы государственной службы, начатой в 1992 г., в отечест­венном законодательстве не было официального, нормативно закреп­ленного определения понятия «государственная служба». В юридиче­ской литературе (учебниках, научных статьях) под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. Иначе говоря, пон ятие «государстве нная_с лужба» связыва лось с понятием «государственный служащий», при этом государственными считались все Служащие, работавшие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.

Согласно Закону об основах государственной службы РФ к госу­дарственным служащим были отнесены только лица, замещавшие го­сударственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назна­чения. Государственные должности категории «А» — это должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конститу­циями, уставами субъектов Федерации для непосредственного испол­нения полномочий государственных органов. Государственные долж­ности государственной службы категории «Б» — это должности, уста­навливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Государственные должности государственной службы категории «В» учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Исходя из такого деления этих должностей, в За­коне было дано определение понятия «государственная служба»; под ней понималась профессиональная деятельность лиц, замещавших должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полно­мочий только государственных органов.

В этом Законе были даны определения и других фундаментальных понятий — государственной должности, государственного служащего и др. Закон не только повышал требования к государственным служа­щим, их обязанностям, но и создавал гарантии их правовой и соци­альной защищенности.

Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законода­тельных и других нормативных правовых актов, обеспечивал реализа­цию его положений как на федеральном уровне, так и на уровне субъ­ектов Федерации. Он предусматривал право субъектов Федерации са­мостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий и обычаев. Тогда еще не было установлено деление государственной службы на три ее вида, но Закон определял, что на его основе устанавливаются федеральными законами особенности государственной службы в отдельных государственных органах (дипломатическая, военная, в органах внутренних дел, в учреждениях и органах прокуратуры, таможенных и других органах).

В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по даль­нейшему укреплению органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отве­чающими современным требованиям по своей профессиональной под­готовке, деловым и личностным качествам. Однако ряд запланирован­ных к принятию федеральных законов разработан не был.

Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдель­ных категорий государственных служащих: Федеральный конститу­ционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.), федеральные законы от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» и др.

Для практической организации и повседневного функционирова­ния государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федера­ции», от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государствен­ных должностей федеральной государственной службы» (с изм. и доп.), от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных госу­дарственных служащих», от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохожде­ния военной службы» и др.

Многие вопросы федеральной государственной службы были уре­гулированы дисциплинарными уставами, положениями о конкретных органах и нормативными правовыми актами Правительства, мини­стерств и ведомств. Роль Правительства особенно важна в организа­ции исполнения законов и указов Президента, прежде всего в сфере подготовки и повышения профессиональной квалификации, матери­ального и социального обеспечения государственных служащих.

Руководители государственных органов разных уровней за указан­ный период приобрели немалый опыт по применению законодатель­ства о государственной службе.

Однако накопленный за предыдущие годы опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государствен­ной службы в условиях, по сути, нового строя имеет не только поло­жительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 году не была создана эффективная государственная служба, качественно управ­ляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостат­ков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Феде­рации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: