31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который установил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохождения ими государственной службы. Основная цель Закона — создание единой общефедеральной правовой базы государственной службы, придание ей профессионального характера. Это должно было способствовать утверждению единой системы государственной службы в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности.
До реформы государственной службы, начатой в 1992 г., в отечественном законодательстве не было официального, нормативно закрепленного определения понятия «государственная служба». В юридической литературе (учебниках, научных статьях) под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. Иначе говоря, пон ятие «государстве нная_с лужба» связыва лось с понятием «государственный служащий», при этом государственными считались все Служащие, работавшие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.
Согласно Закону об основах государственной службы РФ к государственным служащим были отнесены только лица, замещавшие государственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назначения. Государственные должности категории «А» — это должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности государственной службы категории «Б» — это должности, устанавливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Государственные должности государственной службы категории «В» учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Исходя из такого деления этих должностей, в Законе было дано определение понятия «государственная служба»; под ней понималась профессиональная деятельность лиц, замещавших должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов.
В этом Законе были даны определения и других фундаментальных понятий — государственной должности, государственного служащего и др. Закон не только повышал требования к государственным служащим, их обязанностям, но и создавал гарантии их правовой и социальной защищенности.
Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законодательных и других нормативных правовых актов, обеспечивал реализацию его положений как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Он предусматривал право субъектов Федерации самостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий и обычаев. Тогда еще не было установлено деление государственной службы на три ее вида, но Закон определял, что на его основе устанавливаются федеральными законами особенности государственной службы в отдельных государственных органах (дипломатическая, военная, в органах внутренних дел, в учреждениях и органах прокуратуры, таможенных и других органах).
В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по дальнейшему укреплению органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отвечающими современным требованиям по своей профессиональной подготовке, деловым и личностным качествам. Однако ряд запланированных к принятию федеральных законов разработан не был.
Были приняты десятки федеральных законов, касающихся отдельных категорий государственных служащих: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.), федеральные законы от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» и др.
Для практической организации и повседневного функционирования государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федерации», от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (с изм. и доп.), от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих», от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы» и др.
Многие вопросы федеральной государственной службы были урегулированы дисциплинарными уставами, положениями о конкретных органах и нормативными правовыми актами Правительства, министерств и ведомств. Роль Правительства особенно важна в организации исполнения законов и указов Президента, прежде всего в сфере подготовки и повышения профессиональной квалификации, материального и социального обеспечения государственных служащих.
Руководители государственных органов разных уровней за указанный период приобрели немалый опыт по применению законодательства о государственной службе.
Однако накопленный за предыдущие годы опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государственной службы в условиях, по сути, нового строя имеет не только положительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 году не была создана эффективная государственная служба, качественно управляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостатков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г.