Основы федеральной программы «О реформировании государственной службы» (2003-2005 гг.)

Дальнейшее реформирование государственной службы было определено федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации» (2003-2005 гг.), утвержденной Указом Президента от 19.11.2002 г.

В ней был изложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых и методических основ государственной службы.

Результатами реализации Программы стали:

приведение нормативной правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отноше­ниями и новыми экономическими условиями;

создание профессиональной государственной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности госу­дарственных служащих;

внедрение должностных (служебных) регламентов государствен­ных служащих;

достижение качественного уровня исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;

создание условий для открытости и подконтрольности деятельно­сти аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу;

создание основы для совершенствования финансово-экономиче­ского обеспечения федеральной государственной службы;

повышение эффективности кадровой политики в системе государ­ственной службы в целях улучшения кадрового состава государствен­ных служащих;

внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта инте­ресов на государственной службе, а также законодательного регулиро­вания профессиональной этики государственных служащих;

повышение профессионального уровня государственных служащих;

оптимизация численности федеральных государственных слу­жащих;

создание материально-технических условий для эффективного ис­полнения федеральными государственными служащими должност­ных (служебных) обязанностей;

формирование системы управления государственной службой.

Реализуя поставленные задачи 27.05.2003 г. выходит Федеральный закон «О системе государственной службы», в котором определяются единые правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применяться при правовом регулировании всех ви­дов и уровней государственной службы и применении их на практике соответствующими государственными органами и должностными ли­цами. При этом следует учитывать, что в названном Законе и феде­ральных законах о видах государственной службы содержится много новых административно-правовых категорий и понятий, правильное понимание и толкование которых имеет как теоретическое, так и большое практическое значение.

Впервые понятие государственной службы было нормативно закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об ос­новах государственной службы Российской Федерации» (ныне утра­тившем силу), где под государственной службой понималась профес­сиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспе­чению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федера­ции и ее субъектов.

В ст. 1 Закона «О системе государственной службы Российской Фе­дерации» дано новое определение понятия государственной службы. Теперь государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Феде­рации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, заме­щающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должно­сти Российской Федерации); лиц, замещающих должности, установ­ленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Федерации).

Как видим, в новом определении в число субъектов, для обеспече­ния исполнения полномочий которых предназначена государствен­ная служба, добавлены Российская Федерация и ее субъекты. Это добавление в определении государственной службы более точно отра­жает фактический круг участников государственно-служебных отно­шений, включая представителей, осуществляющих полномочия от имени Российской Федерации или субъекта Федерации.

Конечно, формулировка «обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федера­ции и ее субъектов» может вызвать понимание государственной служ­бы как службы «при» высших государственных должностных лицах, а не у общества и государства.

В действительности же, государственная служба представляет со­бой вид общественно-полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу. Иначе говоря, профессиональная служебная деятельность государственного служащего направлена на осуществление государственных задач и функций, являясь выражением публичной власти, а не власти лиц, за­мещающих «конституционные» должности. При этом, разумеется, объем полномочий государственного служащего меньше, чем у лиц, замещающих «конституционные» должности.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. установлена новая система государственной службы с видовой классификацией.

Она подразделяется на три вида: военная, правоохранительная, гражданская. Каждая из них имеет свою функционально-целевую направленность, правовое положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: