Соц.экспертиза – проводимое специалистами иссл-е, включ.диагностику состояния соц.объекта, установл-е достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогноз-е его последующих изменений и влияния на др.соц.объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и соц.проект-я в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.
Функции: диагностическая (освидет-е состояния объекта); информ.-контрольная (иссл-е инф-ции о соц.объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести коррективы); прогностическая (выявление возможных состояний); проектировочная (выработка рекомендаций по тематике изменения соц.объекта для соц.проект-я).
Цель – установл-е соответствия деят-ти органов гос.власти, др.соц.институтов соц.интересам граждан и задачам соц.политики.
Задачи:
- дать аргументир.заключение о соответствии норм.-правов. Актов и деят-ти орагнов гос.власти положениям соц.политики;
- выявить положения документов или факты деят-ти, кот.могут иметь негативные соц.последствия и определить их масштабы;
|
|
- оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты норм.-правовых актов и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;
- внести предложения по решению возникшей соц.проблеме.
Соц.экспертиза проводится, когда нужно оценить позитив. или негатив. последствия принятия нормативных правовых актов и других управл. решений, а также когда предстоит принимать такие акты и решения по подготовл. проектам.
Тех, кто формирует такие оценки, называют субъектами экспертных оценок. Но в соц.экспертизе участвует большое кол-во субъектов экспертных оценок, которые в организационном отношении находятся как бы на двух ступенях лестницы.
На первой ступени субъектом является орган гос. власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосуд.стр-ра. Такая негосуд. структура, как органы МСУ, действует в этом случае в объеме полномочий, установленных законодательством: общественные объединения также могут быть организаторами экспертизы — чаще всего в альтернативном порядке. Всех субъектов первой ступени объединяет то, что они принимают решения нормативного характера, способные влиять на жизнедеятельность людей, на общественные отношения. Поэтому их называют общим термином — «принимающие решения органы».
На второй ступени в роли субъекта выступает исполнитель заказа на соц. экспертизу. В зависимости от характера заказа исполнителем могут быть: исследователь, исследовательский коллектив; практические работники из системы «заказчика»(должностные лица); авторитетная референтная группа.
|
|
Заказчик при принятии решения о проведении социальной экспертизы должен:
• определить социальную проблему, подлежащую экспертизе, в том числе ее масштаб, носителей, стадии развития и проч., что не входит в задание, но непременно предваряет выработку исходных формулировок;
• указать цели экспертного исследования;
• определить формы представления результата экспертизы.
Это означает, что на орган, принимающий решения, ни в какой мере не возлагается специальная часть экспертной работы, а к экспертам предъявляются требования дать заключение в форме, понятной неспециалистам. Для выполнения этой задачи нужно, чтобы участников социальной экспертизы было не двое (заказчик — исполнитель), а трое (заказчик — организатор — исполнитель).
Порядок заказа социальной экспертизы предполагает следующую последовательность действий органа, принимающего решения:
1) определение контуров проблемы. Масштабы и суть проблемы заказчик уточняет в соответствии с собственным уровнем компетенции;
2) установление способов исследования проблемы и определение необходимости экспертизы
3) формирование частей заказа, которые соответствуют компетентности органа. Иначе говоря, он определяет подлежащую разрешению проблему, целеполагание и форму экспертного исследования, игнорируя организационные детали. На этой стадии решение об экспертизе еще не принято. Заказчик передает эстафету дальнейших действий организатору;
4) выбор модели экспертного исследования в зависимости от характера задачи. Организатор предлагает кандидатуру эксперта, составляет бизнес-план.
5) если заказчик не удовлетворен предложениями организатора, он ведет диалог с ним до достижения согласия, меняет организатора или отказывается от проведения экспертизы (возможно, по финансовым соображениям);
6) после согласования организационных вопросов заказчик оформляет свое решение о проведении экспертизы, устанавливая ответственность организатора. Эксперт (группа экспертов) выступает в качестве исполнителя только по отношению к организатору, но не к заказчику.