Этапы и школы в истории менеджмента

Первая управленческая революция религиозно- коммерческая -произошла 4 — 5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде истори­ки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров. Это удалось сделать благодаря тому, что они удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Например подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов.

В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не ре­лигиозный деятель. Собирае­мая с населения дань, под видом отправления религи­озного обряда, скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Сохранились глиняные таблички, на которых жре­цы Шумера аккуратно вели юридические, историчес­кие и деловые записи. Жрецы при­лежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют содержание управленческого процесса. Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности.

В результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и рели­гиозной деятельности, превратившись позже в соци­альный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция светско-административная - про­изошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи. Создал первую формальную систему админист­рирования. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. Для традиционного метода руководства, который харак­теризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением.

Суть второй революции в менеджменте зак­лючается в появлении чисто светской манеры управ­ления, возникновении формальной системы организа­ции и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.

Третья управленческая революция производственно-строительная - Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоноссор II (605 — 562 гг. до и. э.) являлся автором не только проектов Вавилонской башни и ви­сячих садов, но и системы производственного контро­ля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Выдающийся полководец, он прославился и как талант­ливый строитель.

На текстильных фабриках Навуходоноссор приме­нял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подоб­ный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сы­рья. В более современной форме этот метод применя­ется и в современной про­мышленности.

Итак, достижения Навуходоноссора II — строитель­ная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контро­ля качества продукции — характеризуют третью рево­люцию в менеджменте.

Четвертая революция в менеджменте Индустриальная революция ока­зала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

Руководитель- собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственно­го руководителя-собственника — несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов.

Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управле­ния от производства и капитала, а затем и к превраще­нию администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.

Администрирование — формулирование общих це­лей и политики компании, а менеджмент — контроль за их реализацией. Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой прило­жения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений профессионалов. Управление превращалось в сово­купность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, пользованию которыми надо было специ­ально обучаться.

Итак, вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и про­изводства, вместо одного капиталиста-менеджера воз­никают два сообщества: акционеры и наемные руко­водители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция каждого менедже­ра-специалиста вновь дробится и вместо одного чело­века появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу спе­циалистов.

Пятая управленческая революция.

Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финан­совые или технические. Зарождение акцио­нерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали из­лишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ — государственный чинов­ник. Укрупнение предприятий и появление акционер­ной формы собственности способствуют вытеснению индивидуального капиталиста из производства точно также, как ручной труд вытесняется машинным.

Наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики, и, в конечном счете, можно представить это развитие в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.

Школу научного управления (1885-1920 гг.) формировали Ф.У. Тейлор, Френк и Лилиан Гилбрет, Г. Гант. Эта школа предполагала использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач; отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение, обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач; систематическое и правильное использование материального стимулирования; отделение плановой и организационной работы от производственной. Ф. Тейлор как автор теории «научного управления» пытался обосновать дневную норму выработки рабочего методами хронометража и Изучения его трудовых движений. Ленточные графики Г. Ганта до сих пор применяются для планирования и контроля. Супруги Ф. и Л. Гилбрет выделили 17 основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами (терблиг - анаграмма фамилии Гилбрет), и разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего.

Классическая школа управления (административная)(1920-1950 гг.) развила принципы управления, описала функции управления, системно подошла к управлению всей организацией. Основные представители этой A. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Райли, А.П. Слоун.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 г.) стали применять приемы управления к отношениям. Положение науки о человеческом поведении бихевиоризм, от англ. behaviour - поведение) использовались для организации таким образом, чтобы каждый ее работник мог быть полностью использован в соответствии с его потребностями. Основные школы человеческих отношений: М.П. Фоллет, Э. Мэйо, А. Маслоу

Бихевиоризм представляют: К. Арджирис, Р. Лайкерт, Ф. Херцберг и Д. МакГрегор. Наиболее известны Д. МакГрегор и Ф. Херцберг - по своим теориям мотивации. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты взаимодействия мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Количественные методы управления (1950- по настоящее время) (новая школа) – характеризуются стремлением внедрить в науку управления математические, статистические методы, достижения инженерных наук.
Формирование этого научного направления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Первоначально последнее сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого, без выделения ее частей. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модели ситуации. Модель - форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.
Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.
В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: