Природа и состав функций менеджмента

Функции - виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по управлению предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Планирование - управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. По форме может быть - стратегическим (на период более 5 лет), среднесрочным (1-5 лет), оперативным (год, месяц). Задачи планирования:

обеспечение целенаправленного развития предприятия;

раннее распознавание проблем развития;

-координация деятельности структурных подразделений и сотрудников фирмы;

создание объективной базы для эффективного контроля;

стимулирование трудовой активности сотрудников;

информационное обеспечение работников.

№ п/п Принципы Планирования Содержание
  Научный подход к обоснованию плановых показателей При обосновании планов необходимо использовать современные методы планирования; учитывать законы рынка и их проявление в конкретной конкурентной среде; достижения науки и техники. План должен носить инновационный характер
  Непрерывность Этот принцип реализуется путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды; в) преемственности планов различного временного горизонта: стратегический план конкретизируется в среднесрочных, а среднесрочные - в текущих
  Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям деятельности объекта планирования осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показателям; б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; в) использования адаптационных оперативных планов для учета возникающих изменений внешней среды; г) использования альтернативных планов
  Единство и полнота Достигается тремя основными способами: а) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; б) все сопряженные частные планы структурных единиц предприятия и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план его социально-экономического развития; в) включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия эффективных решений
  Точность и детализация а) любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели; б) по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития предприятия; в) плановые задания должны иметь количественную определенность и размерность
  Экономичность а) расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами; б) вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых управленческих решений
  Оптимальность а) на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов развития предприятия и его структур; б) выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей предприятия и минимизации затрат при прогнозируемых ограничениях
  Системность Достигается тремя способами: а) детализацией планов "сверху вниз"; б) укрупнением планов "снизу вверх"; в) частичным делегированием полномочий по вертикали управления.
  Выделение ведущего звена а) ресурсные ограничения предусматривают выделение приоритетов в развитии и целевое, полное финансирование выделенных приоритетов; б) дифференциация денежных потоков исходя из приоритетных направлений развития
  Комплексность Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем эффективнее разрабатывать их планы одновременно и во взаимосвязи. Система планов должна охватывать все структурные уровни предприятия и все виды хозяйственно-финансовой или иной деятельности

Организация - управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования. Реализуется через административно-оперативное управление.

Организационная структура — документ, схематически отражающий состав и иерархию подразделений предприятия. Организационная структура устанавливается исходя из целей деятельности и необходимых для достижения этих целей подразделений, выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы организации.

Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Отображается в виде графической схемы

Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определённых целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе её оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Контроль - управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. Заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

По форме может быть внутренним и внешним. По видам: оперативный, календарный и общий.

Виды контроля в менеджменте:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: