Источники доходов и расходы местного бюджета

Доходы местного бюджета

Доходная часть бюджета состоит из собственных и регулирующих доходов, а также дотации, субвенции и заемные средства.

В соответствии с требованиями ст. 41 БК РФ доходную часть бюджета любого уровня можно объединить в три большие группы:

1) налоговые доходы местных бюджетов, к которым относят­ся доходы от местных налогов и сборов, региональных налогов и сборов, федеральных налогов и сборов, штрафы, выступаю­щие в данном случае в качестве санкций, устанавливаемых и применяемых в виде денежных взысканий в размерах, кото­рые определены на законодательном уровне, государственная пошлина, пени.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к мест­ным налогам относятся:

• земельный налог,

• налог на имущество физических лиц

Государственная пошлина отнесена Законом об общих прин­ципах организации местного самоуправления к числу налого­вых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты по месту регистрации, совершения юридически значимых дей­ствий или выдачи документов.

Штрафы, пени и иные суммы принудительного изъятия со­гласно ст. 46 БК РФ подлежат зачислению в местные бюджеты, как правило, по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Действующая классификация доходов бюджетов Россий­ской Федерации распределяет штрафные санкции по двум ис­точникам доходных поступлений:

• штрафы за нарушение законодательства о налогах и сбо­рах, которые относятся к налоговым доходам,

• иные штрафные санкции, которые являются источником неналоговых доходов.

2) неналоговые доходы местных бюджетов, к которым отно­сятся доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов, штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления, часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся по­сле уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязатель­ных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, иные неналоговые доходы.

Кроме этого, в соответствии со ст. 62 БК РФ к неналого­вым доходам местных бюджетов может быть отнесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая за­числению в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 40%;

сбор с владельцев собак;

платежи за парковку автомашин, за пользование спортивными сооружениями, коммунальным транспортом и др.

3) безвозмездные и безвозвратные перечисления в местные бюджеты, к которым относятся средства самообложения граж­дан, безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой по­мощи, добровольные пожертвования, субвенции, предоставляе­мые на осуществление органами местного самоуправления от­дельных государственных полномочий, переданных им феде­ральными законами и законами субъектов РФ.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в соответствии с законодательством на безвозмездной и безвозвратной основе в местный бюджет. К ним относятся: а) налоговые доходы; б) неналоговые доходы; в) безвозмездные перечисления.

Собственные доходы – это налоговые и неналоговые платежи, закрепленные за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и направляемые в местные бюджеты.

К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством государства местные налоги и сборы (ст.15 НК - земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование или дарение, лицензионные сборы); госпошлина, штрафы, пени, поступающие в бюджет; доли федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; платежи за пользование недрами и природными ресурсами и другие налоговые платежи.

Средства самообложения граждан — это разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения граждан (ст. 56 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Дотации и субвенции предоставляются муниципальным образованиям федеральным и региональным бюджетами на безвозвратной и безвозмездной основе. При этом субвенции выделяются в отличии от дотаций на конкретные цели и в случае их нецелевого использования или не использования в установленный срок подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В целях выравнивания финансового положения муниципальных образований государство за счет средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований может оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям с учетом местных особенностей.

Расходы местного бюджета

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иными правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходная часть местного бюджета включает затраты:

- на решение собственных задач местного самоуправления;

- по осуществлению переданных государством полномочий;

- на погашение долга по муниципальному займу и долгам по ссудам;

- на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

- иные расходы, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Перечень расходов финансируемых исключительно за счет средств местного бюджета, к ним относятся вопросы местного значения:

= содержание учреждений образования, культуры, здравоохранения, СМИ, дошкольные и другие учреждения, находящиеся в муниципальной собственности;

= развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

= благоустройство и озеленение территории и охрана окружающей природной среды;

= дорожное строительство и содержание муниципальных дорог;

= транспортное обслуживание населения;

= содержание органов местного самоуправления;

= утилизация и переработка бытовых отходов;

= обеспечение противопожарной безопасности и другие вопросы.

Среди расходов муниципального образования в местном бюджете предусматриваются также расходы по обслуживанию и погашению муниципального долга. Муниципальные долги – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления (ст.16) предельно допустимая сумма долговых обязательств не должна превышать 15 % объема расходной части местного бюджета. Они возникают:

во-первых, из муниципальных займов в связи с выпуском ценных бумаг (облигаций и т.п.), которые обеспечиваются муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов;

во-вторых, из договоров о предоставлении муниципальных гарантий, как способа обеспечения гражданско-правовых обязательств муниципального образования;

в-третьих, могут существовать в других формах.

Все расходы местного бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы местных бюджетов объединяют статьи бюджета, которые обеспечивают деятельность органов местного самоуправления, бюджетных организаций и другие расходы не вошедшие в раздел капитальных.

Капитальные расходы призваны обеспечить инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством и т. д.

Кроме текущих и капитальных расходов в местном бюджете может предусматриваться создание резервных фондов, а в качестве составной части бюджета сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями (различных поселений, расположенных в границах единого муниципального образования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: