Понятие и правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления

Предметы ведения местного самоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципальное образования. Закрепляемые нормами муниципального права, прежде всего определяют те области жизнедеятельности селения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.

Значительная часть норм, регулирующих муниципальные ношения, содержится в законодательстве, а также в уставе муниципального образования.

Муниципальные образования самостоятельно владеют, пользу­ются и распоряжаются муниципальной собственностью; формиру­ют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения. При осуществлении этой деятельности прини­маются во внимание задачи комплексного социально-экономичес­кого развития территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления принимают планы и про­граммы развития муниципального образования, предусматривая рациональные пропорции в развитии производственной и социаль­ной инфраструктур, координируют участие предприятий, учреж­дений и организаций, независимо от форм собственности, в ком­плексном социально-экономическом развитии территории муни­ципального образования.

Муниципальные образования организуют, содержат и развива­ют муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельности уч­реждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальные образования создают условия для организации зрелищных меро­приятий, развития физической культуры и спорта в муниципаль­ном образовании.

В ведении муниципальных образований находятся также:

• содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

• создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

• создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; организация, содержание и развитие муниципальных служб: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения; организация снабжения населения и муниципал учреждений топливом;

дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципалы образования;

• организация утилизации и переработки бытовых отходов;

• организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

• организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услуг связи;

• организация и содержание муниципальной информационной службы;

• создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

• организация и содержание муниципальных архивов;

• обеспечение социальной поддержки и содействие занятое' населения;

• охрана общественного порядка, организация и содержи муниципальных органов охраны общественного порядка;

• обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;

контроль за соблюдением правовых актов муниципальное образования, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования.

Муниципальные образования обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования.

В ведении муниципальных образований могут находиться также отдельные государственные полномочия:

1) в области регистрации актов гражданского состояния регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования; в области статистики — ведение статистического учета на территории муниципального образования;

2) в области градостроительной деятельности, государствен­ного архитектурно-строительного контроля — организация ве­дения государственного градостроительного кадастра и монито­ринга объектов градостроительной деятельности, определения их правового статуса и др.;

4) в области природоохранной деятельности — ведение госу­дарственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природ­ных территорий, находящихся в границах территории муници­пального образования, и др.;

5) в области землепользования — ведение земельного кадастра. и мониторинга земель муниципального образования и др.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельны­ми государственными полномочиями и в иных сферах государст­венной деятельности.

Органы государственной власти не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления; осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Необходимо четко законодательно определить: за решение каких вопросов и в каком объеме отвечает каждый уровень власти.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельны­ми государственными полномочиями. При этом Конституция РФ устанавливает, что: а) наделение органов местного самоуправле­ния должно осуществляться законом; б) одновременно органам местного самоуправления должны быть переданы необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства; в) реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Развивая эти конституционные положения, Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что:

а) наделение органов местного самоуправления отдельными го­сударственными полномочиями осуществляется только отраслевым законодательством РФ(6), законами субъектов Федерации;

б) условия и порядок контроля за осуществлением органами
местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий определяются соответственно федеральными законами и зако­нами субъектов Федерации;

в) в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления от­ дельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Феде­рации;

г) финансовые средства, необходимые для осуществления органов местного самоуправления отдельных государственных полно­мочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федераль­ном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации.

Более детально механизм передачи органам местного самоуп­равления отдельных государственных полномочий и осуществления контроля за их реализацией должен определяться федеральными законами и законами субъектов Федерации.

49. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их осуществления. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местно­го самоуправления.

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправ­ление, определяя его статус в системе народовластия, использует, в частности, понятия: «полномочия местного самоуправления» (ст. 12 устанавливает, что местное самоуправление в пpeделах своих полномочий самостоятельно), «права местного самоуправления» (ст. 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления). Следовательно, государство в лице своего аппарата признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимых для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления могут реализовываться органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия выборных, других органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления определяются, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований, а также иными норматив­ными правовыми актами муниципальных образований, (напри­мер, регламентом представительного органа местного самоуправ­ления и др.). Большинство полномочий местного самоуправления реализуется органами и должностными лицами местного самоуп­равления, составляя их компетенцию.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на две группы:

1) «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальными образования - государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями осуществляется только федераль­ными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств – таков один из принципов политсистемы РФ. При этом соответствующим законом определяются условия и по­рядок контроля за осуществлением органами местного самоуправ­ления данных полномочий.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления по-новому решает вопрос о разграничении полномочий в системе органов местного самоуправления муниципального образования. Закрепляя статус представительного органа местного самоуправления, он определяет основы его компетенции. Ядро компетенции представительного органа составляют его исключительные полномочия. Согласно ст. 15 в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

г) установление местных налогов и сборов;

д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Кроме того, предусматривается возможность принятия устава муниципального образования представительным органом местного самоуправления.

Представительному органу местного самоуправления принадлежат также следующие права:

• принятие решения о проведении местного референдума по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования (ст. 22);

• установление порядка и условий приватизации муниципальной собственности (ст. 29);

• установление льгот по уплате местных налогов и сборов (ст.39);

• образование целевых внебюджетных фондов в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 41);

право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации (ст. 45).

Конкретный перечень полномочий, относящихся к компетенции представительного органа местного самоуправления, устанавливается в уставе муниципального образования, регламенте представительного органа местного самоуправления на основе федеральных законов, законов субъектов Федерации.

Иные органы местного самоуправленияглава муниципального образования (глава местной администрации), орган управления муниципального образования (местная администрация) и его структурные подразделения — определяются муниципальным образованием самостоятельно и закрепляются в его уставе. В уставе муниципального образования, а также в положениях об органах местного самоуправления, которые могут приниматься в соответствии с уставом, закрепляется компетенция исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. При этом следует учитывать, что отдельные полномочия данных органов могут закрепляться в отраслевом законодательстве: об образовании, лесном, земельном, водном и т.д.

Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. Таким образом, допускается возможность совмещения в руках главы муниципального образования полномочий главы исполнительного органа, осуществляющего функции управления, и полномочий председателя представительного органа местного самоуправления.

50. Полномочия местного самоуправления в планово-бюджетной сфере.

Нормы международного права закрепляют принцип материально-финансовой автономии местного самоуправления. Статья 9 Европейской хартии местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) провозглашает, что «органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям». Таким образом, на органы местного самоуправления возлагается обязанность самостоятельно, за счет своих источников решать вопросы местного значения. Этот же принцип в самом общем виде закреплен в ст.132 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие вопросы местного значения в финансово-бюджетной сфере для муниципальных образований:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Соответственно с этими вопросами рассмотрим и основные полномочия органов местного самоуправления в финансово-бюджетной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: