I. Нестилистические ошибки

Лексические ошибки:

1. употребление слов в несвойственном им значении как следствие незнания значений этих слов. Примеры из сочинений школьников: «Началась гражданская интервенция»; «Онегин улучшил жизнь крестьян тем, что заменил ярем барщиной»; «Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты»;

2. неумение учитывать семантическую сочетаемость слов, известных учащимся: «Летом и осенью тысяча девятьсот сорок первого года фашисты строили налёты на Москву»; «По всей стране проходят социалистические обязательства в честь 50-летия СССР»;

3. не устранённая контекстом многозначность, порождающая двусмысленность: «У него ещё нет понятия нормы»; «Это предложение надо оставить»;

4. смещение паронимов: «Зина поступила в подпольную организацию «Юные мстители» (вступила); «К службе Чацкий относился честно и добровольно» (добросовестно);

5. лексические анахронизмы: «Лиза была домработницей в доме Фамусова»;

6. употребление неизвестных литературному языку слов как результат неправильного словотворчества (этот тип ошибок может быть отнесён и к ошибкам словообразовательного характера): «Наташе очень хотелось, чтобы все почувствовали очаровательство природы»; «Мне нравится его прямота и остроумность».

Ошибки в использовании фразеологических оборотов:

– Смешение компонентов в близких по значению фразеологизмах: «Пьеса «Вишнёвый сад» сыграла большое значение» (смешение фразеологизмов иметь значение и играть роль);

– Анахронизмы при использовании устойчивых словосочетаний: «У бабушки Ненилы были плохие жилищные условия»;

– Несоответствие значения фразеологического сочетания контексту: «Отец павла Власова посвятил жизнь побоям жены».

Морфологические ошибки (связанные с нарушением правил образования форм слова):

– Образование форм множественного числа от существительных, употребляемых только в единственном числе: «У них всё время происходят брани»;

– Ошибки в образовании падежных форм имён существительных: «Рахметов был обыкновенным юношем»; «А сколько построено фабриков!»;

– Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных: «Алёша Попович более моложе, чем все остальные богатыри»;

– Ошибки в образовании местоимений: «Ихнее поместье должно продаваться за долги»;

– Ошибки в образовании глагольных форм: «Душа Катерины жаждает любви»;

– Неправильное образование деепричастий: «Деревья, почувствуя приход весны, распускают листики».

Синтаксические ошибки:

– ошибки на разные случаи согласования: «Наше правительство заключают мирные договоры»; «Автором раскрыто важные факты»;

– ошибки на разные случаи управления: «Иной б примирился и к такой жизни»;

– смешение краткой и полной форм имён прилагательных в роли сказуемого: «Все были готовые к походу»; «Он был недовольный его поведением»;

– нарушение видо-временной контекстной соотносительности глаголов: «Когда мать узнает, что сын читает запрещённую литературу, у неё появился страх за него».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: